РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГОРОДСКАЯ УПРАВА ГОРОДА КАЛУГИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2011 г. № 14-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО
ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В целях организации раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста, регламентации деятельности логопедических пунктов муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, статьями 34
, 37
, 43
Устава муниципального образования "Город Калуга", решением
Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 25.12.2010 № 184 "О назначении исполняющего обязанности Городского Головы", Положением
об управлении образования города Калуги, утвержденным постановлением Городского Головы города Калуги от 30.06.2005 № 206-п,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение
о логопедическом пункте муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (приложение).
2. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Постановления, производить за счет средств, предусмотренных на эти цели бюджетом муниципального образования "Город Калуга" по управлению образования города Калуги.
3. Настоящее Постановление вступает в силу после его официального обнародования.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Городского Головы - начальника управления делами Городского Головы города Калуги Смоленского Р.В.
Исполняющий полномочия
Городского Головы
города Калуги
Н.В.Полежаев
Приложение
к Постановлению
Городской Управы
города Калуги
от 19 января 2011 г. № 14-п
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Положение о логопедическом пункте муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Положение), направлено на реализацию Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", разработано в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.
1.2. Положение регламентирует деятельность логопедического пункта муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - логопедический пункт).
1.3. Логопедический пункт может быть организован в муниципальных образовательных учреждениях различных типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
1.4. Логопедический пункт организуется с целью раннего выявления и преодоления отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста и является структурной единицей учреждения.
1.5. Функционирование логопедического пункта осуществляется в рамках ведения образовательной деятельности учреждением на безвозмездной основе.
1.6. Основными задачами логопедического пункта являются:
- осуществление диагностики речевого развития детей;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребенка;
- оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с различными формами речевой патологии;
- предупреждение нарушений письменной речи;
- оказание консультативной помощи в осуществлении коррекционной работы с детьми педагогическим работникам образовательного учреждения и родителям (законным представителям) воспитанников, пропаганда среди них логопедических знаний.
1.7. Участниками коррекционно-образовательного процесса, осуществляемого в рамках деятельности логопедического пункта, являются: ребенок, педагогические работники (учитель-логопед, воспитатели, другие специалисты), родители (законные представители).
2. Порядок создания и комплектования логопедического
пункта
2.1. Логопедический пункт создается в муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - учреждение), при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения.
2.2. Открытие логопедического пункта осуществляется с учетом фактической потребности на основании приказа руководителя учреждения по согласованию с управлением образования города Калуги, а также в соответствии с уставом учреждения.
2.3. Для логопедического пункта выделяется кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям пожарной безопасности и приспособленный для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Кабинет оснащается необходимым оборудованием согласно общим требованиям, предъявляемым к оборудованию логопедического кабинета. Ответственность за оснащение логопедического пункта, санитарное состояние и ремонт помещения возлагается на руководителя учреждения.
2.4. Для осуществления логопедической работы в штатное расписание учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 ставка на 20 детей, нуждающихся в коррекции речевых недостатков.
2.5. Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по подготовке учителей-логопедов, приравненных к высшему дефектологическому образованию.
2.6. В логопедический пункт принимаются дети в возрасте от 3 до 7 лет, посещающие учреждение и не получающие логопедическую помощь в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2.7. В целях организации коррекционно-предупредительного воздействия возможен прием детей раннего возраста, имеющих выраженные отклонения в строении и функциях артикуляционного аппарата.
2.8. Возможно оказание логопедической помощи детям, не посещающим учреждение, но проживающим в данном микрорайоне, безвозмездно на договорной основе при наличии справки о состоянии здоровья ребенка.
2.9. Обследование детей учителем-логопедом с целью зачисления в логопедический пункт осуществляется с 1 по 15 мая и с 1 по 15 сентября, а также в течение учебного года по мере необходимости.
2.10. Зачисление ребенка в логопедический пункт производится на основании заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указывается речевое заключение, и заявления одного из родителей (законных представителей) ребенка.
2.11. В логопедический пункт зачисляются дети, имеющие следующие речевые заключения:
- фонетическое недоразвитие речи (ФНР);
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
Из групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также из групп оздоровительной направленности возможно зачисление детей, имеющих речевое заключение - общее недоразвитие речи, 3 уровень развития речи (ОНР, 3 уровень).
С целью проведения коррекционно-диагностической работы зачисляются дети трехлетнего возраста, имеющие речевое заключение - задержка речевого развития (ЗРР).
2.12. Не принимаются в логопедический пункт дети со сложной речевой патологией, подлежащие обучению в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольных образовательных учреждений компенсирующего или комбинированного видов.
2.13. При зачислении детей помимо характера и степени тяжести речевого дефекта учитывается возраст дошкольников. Приоритетным является зачисление детей старшего дошкольного возраста, а также детей младшего дошкольного возраста, имеющих сложные речевые расстройства, требующие длительной коррекционной работы.
2.14. Утверждение списочного состава детей, зачисленных в логопедический пункт на текущий учебный год, осуществляется руководителем учреждения не позднее 1 октября.
2.15. Прием детей в логопедический пункт производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Выпуск детей производится по мере устранения у них речевых дефектов на основании решения психолого-медико-педагогического консилиума учреждения.
3. Организация деятельности логопедического пункта
3.1. Формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность индивидуальных занятий зависит от возраста и психофизических особенностей ребенка и составляет от 10 до 20 минут. Подгрупповые занятия организуются на этапе автоматизации звуков с детьми одного возраста, имеющими сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Наполняемость подгрупп - 2-4 ребенка. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от этапа обучения. Длительность подгрупповых занятий - от 15 до 25 минут.
3.2. Логопедические занятия проводятся как в часы, свободные от групповых занятий в режиме дня, так и во время их проведения по согласованию с администрацией учреждения (исключение составляют занятия по развитию речи).
График занятий может быть составлен в зависимости от занятости детей как в первую, так и во вторую половину дня.
3.3. Продолжительность коррекционного обучения ребенка в логопедическом пункте и периодичность занятий определяются характером и степенью выраженности недостатков речевого развития и составляют:
- для детей с фонетическим недоразвитием - от 3 до 6 месяцев (до 1 года при диагнозе "дизартрия"), коррекционные занятия проводятся не менее двух раз в неделю;
- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием - от 9 месяцев до 1 года, коррекционные занятия проводятся два-три раза в неделю;
- для детей с общим недоразвитием речи - от 1,5 до 2-х лет, коррекционные занятия проводятся не менее трех раз в неделю.
При необходимости период коррекционных занятий продлевается учителем-логопедом до полного исправления речи (в случае длительного отсутствия ребенка по болезни (при наличии медицинской справки) или по иным уважительным причинам).
3.4. Продолжительность коррекционно-диагностической работы для детей с задержкой речевого развития, а также коррекционно-предупредительного воздействия для детей раннего возраста, имеющих выраженные отклонения в строении и функциях артикуляционного аппарата, составляет 9 месяцев, коррекционные занятия проводятся два-три раза в неделю.
3.5. Образовательная нагрузка на детей, посещающих логопедический пункт, рассчитывается с учетом логопедических занятий и не может превышать показателей максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту (п. 12.10 СанПиН 2.4.1.2660-10).
3.6. Начало и окончание учебного года устанавливаются в логопедическом пункте в соответствии с уставом учреждения.
3.7. Учителем-логопедом составляются график работы, расписание занятий с детьми и циклограмма использования рабочего времени, которые утверждаются руководителем учреждения.
3.8. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 астрономических часов, из которых 17 часов отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, 2,5 часа - на ведение документации, 0,5 часа - на консультативную работу с педагогами учреждения и родителями (законными представителями) воспитанников.
3.9. Учитель-логопед оформляет контрольно-регистрирующую и планирующую документацию, которая (помимо графика работы, расписания занятий с детьми и циклограммы использования рабочего времени) включает в себя:
- журнал обследования речевого развития воспитанников образовательного учреждения;
- речевую карту на каждого ребенка, зачисленного на занятия в логопедический пункт;
- индивидуальный план работы с каждым ребенком, зачисленным на занятия в логопедический пункт;
- календарно-тематические планы подгрупповых занятий;
- перспективный план работы на учебный год, включающий в себя мероприятия с педагогическим коллективом, родителями, самообразование и т.п.;
- журнал учета проведения индивидуальных и подгрупповых занятий;
- журнал учета консультаций;
- индивидуальные рабочие тетради детей, в которых фиксируется работа ребенка с учителем-логопедом и родителями;
- аналитическую справку по результатам деятельности за учебный год;
- паспорт логопедического кабинета, включающий в себя перечень оборудования и пособий.
3.10. Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3-летнего возраста. Все обследованные дети регистрируются в журнале обследования речевого развития воспитанников образовательного учреждения. Учитель-логопед несет ответственность за организацию своевременного выявления детей с первичной речевой патологией, посещающих учреждение.
3.11. Воспитатели групп под руководством учителя-логопеда проводят работу с детьми по профилактике недостатков речевого развития в рамках общеобразовательной программы учреждения. Воспитатель планирует свою работу с учетом индивидуальных отклонений в формировании речи ребенка, посещающего логопедический пункт.
3.12. Наглядные средства обучения, используемые для исправления речевых недостатков, должны отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту и уровню развития детей.
3.13. Родители (законные представители) знакомятся с материалами диагностических обследований ребенка, рекомендациями, ходом и результатами коррекционной работы, получают консультативную помощь.
3.14. Ответственность за порядок зачисления детей в логопедический пункт и результаты коррекционной работы возлагается на учителя-логопеда и администрацию учреждения.
3.15. Ответственность за посещение воспитанниками занятий несут родители (законные представители), учитель-логопед и руководитель учреждения.
3.16. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена по инициативе руководителя учреждения при наличии согласования управления образования города Калуги. При прекращении деятельности логопедического пункта соответствующие изменения вносятся в устав учреждения.
4. Управление деятельностью и финансирование логопедического
пункта
4.1. Непосредственное руководство деятельностью логопедического пункта осуществляет руководитель учреждения.
4.2. Руководитель учреждения определяет должностные обязанности учителя-логопеда.
4.3. Финансирование деятельности логопедического пункта осуществляется в соответствии с действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами и согласно виду учреждения.
4.4. Вопросы деятельности логопедического пункта, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются действующим законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, уставом учреждения, зарегистрированным в установленном законодательством порядке.