Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 № А67-8435/2009 данное решение отменено.




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 декабря 2009 г. по делу № А67-8435/09

(извлечение)

дата объявления резолютивной части - 30 ноября 2009 г.
дата изготовления решения в полном объеме - 07 декабря 2009 года
Заместитель Прокурора Томской области обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к ИФНС по Ленинскому району г. Владимира, ООО "СтройРезерв" о признании недействительной, в части сведений о месте нахождения юридического лица, государственной регистрации в ЕГРЮЛ изменений, внесенных в учредительные документы ООО "СтройРезерв", государственный регистрационный номер записи в ЕГРЮЛ 2093327012755 от 02.04.2009 г., осуществленной на основании заявления ООО "СтройРезерв" от 26.03.2009 г. и решения ИФНС по Ленинскому району г. Владимира от 02.04.2009 г. № 634.
ИФНС по Ленинскому району г. Владимира, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направила, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Определение арбитражного суда, направленное ООО "СтройРезерв" на основании статей 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении в соответствии с данными из Единого государственного реестра юридических лиц, возвратилось с отметкой органа связи "организация не найдена". Согласно пункту 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "СтройРезерв" считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, в том числе пояснила следующее: - государственная регистрация изменений в учредительные документы ООО "СтройРезерв", в части изменения адреса (места нахождения) общества, осуществлена ИФНС по Ленинскому району г. Владимира по документам, содержащим заведомо ложные сведения; проверкой, проведенной прокуратурой Томской области, установлено, что ООО "СтройРезерв" по адресу г. Томск, ул. Высоцкого, 10, не находится и никогда не находилось; из ответа Администрации Октябрьского района от 10.09.2009 года № 1501 следует, что дома № 10 по ул. Высоцкого в г. Томске не существует, факт отсутствия указанного дома подтверждается также справкой оперуполномоченного ОРЧ КМ по РНП при УВД Томской области от 04.09.2009 года.
Кроме того, как следует из изменений в Уставе ООО "СтройРезерв", решения единственного участника общества от 25.03.2009 года № 2 и выписки из ЕГРЮЛ его единственным участником и единоличным исполнительным органом (директором) является Иванов Виталий Павлович, который проживает по адресу - г. Иваново, ул. Пророкова, 24.
С учетом изложенного, государственная регистрация изменений в учредительные документы ООО "СтройРезерв", в части изменения адреса (места нахождения) общества осуществлена ИФНС по Ленинскому району г. Владимира по документам, содержащим заведомо ложные сведения.
Следовательно, оспариваемые акты государственной регистрации не соответствуют ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и п. 6 ст. 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", устанавливающим требование о достоверности данных Единого государственного реестра юридических лиц, а также ст. 54 ГК РФ, предписывающей, что юридическое лицо находится по адресу его исполнительного органа, и нарушают экономические интересы государства и неопределенного круга лиц.
В отзыве, представленном в материалы дела 29.10.2009 года, ИФНС по Ленинскому району г. Владимира возражала в отношении заявленных требований и просила отказать в их удовлетворении по следующим основаниям:
- в ИФНС по Ленинскому району г. Владимира был представлен полный пакет документов согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующим органом не установлено; регистрирующий орган не вправе требовать других документов, кроме документов, установленных указанным Законом;
- несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством.
ООО "СтройРезерв" отзыв на заявленные требования не представило.
Представитель ИФНС по г. Томску в судебном заседании поддержал заявленные требования, в частности указав, что недостоверная информация, предоставленная организацией в отношении места нахождения приводит к нарушению публичного интереса, поскольку вводит в заблуждение и делает невозможным проведение каких-либо мероприятий правового (налогового контроля) и иной правовой деятельности со стороны государственных органов и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с Обществом, не осуществляющим свою деятельность по указанному адресу, документы, представленные ООО "СтройРезерв содержат заведомо ложные сведения о месте нахождения юридического лица.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
ООО "СтройРезерв" зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС по Октябрьскому району г. Владимира Владимирской области 01.04.2005 года за основным государственным регистрационным номером 1053301535649, в качестве налогоплательщика с 24.03.2007 состояло на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Владимира.
02.04.2009 г. ИФНС по Ленинскому району г. Владимира приняла решение № 634 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы на основании заявления ООО "СтройРезерв" и представленных для государственной регистрации документов, полученных регистрирующим органом 26.03.2009 года вх. № 634.
Внесенные изменения связаны с местом нахождения юридического лица.
Согласно изменениям в устав ООО "СтройРезерв", Общество находится по адресу: г. Томск, ул. Высоцкого, д. 10.
На основании вынесенного решения № 634 ИФНС по Ленинскому району г. Владимира в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за номером 2093327012755 от 02.04.2009 г.
В связи с изменением места нахождения ООО "СтройРезерв" снято с налогового учета в ИФНС по Ленинскому району г. Владимира и поставлено на налоговый учет в ИФНС России г.
В рамках предоставленных полномочий прокуратурой Томской области была проведена проверка в ходе которой установлено, что ООО "СтройРезерв" по адресу г. Томск, ул. Высоцкого, 10 не находится и никогда не находилось; из ответа Администрации Октябрьского района от 10.09.2009 года № 1501 следует, что дома № 10 по ул. Высоцкого в г. Томске не существует, факт отсутствия указанного адреса и дома подтверждается также справкой оперуполномоченного ОРЧ КМ по РНП при УВД Томской области от 04.09.2009 года.
Кроме того, как следует из изменений в Уставе ООО "СтройРезерв", решения единственного участника общества от 25.03.2009 года № 2 и выписки из ЕГРЮЛ его единственным участником и единоличным исполнительным органом (директором) является Иванов Виталий Павлович, который проживает по адресу - г. Иваново, ул. Пророкова, 24.
В ходе судебного разбирательства представителем заявителя в материалы дела представлены ответ заместителя Главы Администрации Октябрьского района г. Томска от 17.11.2009 года за № 1953 из которого следует, что согласно представленной информации ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Томский филиал, по состоянию на 26.03.2009 года здание по адресу - г. Томск, ул. Высоцкого, 10 на учете в реестре объектов капитального строительства не значится, по состоянию на 17.11.2009 года вышеуказанный объект также не значится на учете в реестре.
Данный факт также подтверждается письмом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Томский филиал от 16.11.2009 года за № Ф-70/4349, направленного прокурору Октябрьского района г. Омска из которого следует, что по состоянию на 16.11.2009 года объект по адресу - г. Томск, ул. Высоцкого, 10 - не значится в реестре объектов капитального строительства.
Полагая, что государственная регистрация изменений в учредительные документы ООО "СтройРезерв", в части изменения адреса (места нахождения) общества, осуществлена ИФНС по Ленинскому району г. Владимира по документам, содержащим заведомо ложные сведения, заместитель прокурора Томской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению арбитражного суда подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) следует, что государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В ЕГРЮЛ должны содержаться сведения и документы о юридическом лице, предусмотренные в п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (подп. "в"); сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров (подп. "д"); подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица (подп. "е"); дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы (подп. "з").
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. Данный перечень документов является исчерпывающим, и в силу положений п. 4 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление каких-либо иных документов.
Согласно подп. "а" п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Федеральным законом № 129-ФЗ регистрирующему органу не предоставлено право (и не возложена обязанность) проведения проверок на предмет достоверности сведений, указанных в заявлении юридического лица.
В то же время согласно ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом. Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе; одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (ст.ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В связи с изложенным, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона № 129-ФЗ является не только представление заявителем полного пакета документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации. Соответственно, действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона № 129-ФЗ, но и на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Иное толкование вышеназванных норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в Едином государственном реестре юридических лиц - федеральном информационном ресурсе - любых, в том числе, надуманных сведений, в связи с чем теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абз. 1 п. 4 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Представление в регистрирующий орган полного пакета документов не является безусловным доказательством соответствия произведенной государственной регистрации требованиям Федерального закона № 129-ФЗ, поскольку доказанная недостоверность представленных на регистрацию сведений является самостоятельным основанием для признания государственной регистрации недействительной.
С учетом изложенного, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанная с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, может быть признана недействительной в случае достоверного установления после произведенной регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации, не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Томска установлено, что ООО "СтройРезерв" по адресу - г. Томск, ул. Высоцкого, 10 не располагается, что подтверждается ответом заместителя Главы Администрации Октябрьского района г. Томска от 17.11.2009 года за № 1953 из которого следует, что согласно представленной информации ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Томский филиал, по состоянию на 26.03.2009 года здание по адресу - г. Томск, ул. Высоцкого, 10 на учете в реестре объектов капитального строительства не значится, по состоянию на 17.11.2009 года вышеуказанный объект также не значится на учете в реестре и письмом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Томский филиал от 16.11.2009 года за № Ф-70/4349, направленного прокурору Октябрьского района г. Томска из которого следует, что по состоянию на 16.11.2009 года объект по адресу - г. Томск, ул. Высоцкого, 10 - не значится в реестре объектов капитального строительства.
Указанное подтверждается также и сведениями почтового отделения связи в уведомлениях к заказным письмам арбитражного суда по настоящему делу, содержащих отметку почтового органа "организация не найдена".
Проанализировав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт отсутствия ООО "СтройРезерв" по адресу, указанному в учредительных документах. Также, вышеперечисленные документы в их совокупности подтверждают отсутствие общества в период с марта 2009 года по заявленному им адресу (г. Томск, ул. Высоцкого, 10). В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих возможность нахождения общества по данному адресу, в связи с чем, арбитражный суд считает обоснованным довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае государственная регистрация изменений в учредительные документы общества в части изменения адреса (место нахождения) осуществлена по документам, содержащим недостоверные сведения.
Таким образом, вышеперечисленные факты в их совокупности подтверждают отсутствие ООО "СтройРезерв" по заявленному им адресу, как в момент государственной регистрации изменений в учредительные документы, так и в дальнейшем.
На основании вышеизложенного, поскольку недостоверность сведений, представленных на регистрацию, относительно местонахождения юридического лица подтверждена материалами дела, и ООО "СтройРезерв" или ИФНС по Ленинскому району г. Владимира не опровергнута путем представления соответствующих доказательств, требования заместителя прокурора Томской области подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ООО "СтройРезерв", как лица, представившего на государственную регистрацию недостоверные сведения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительной государственную регистрацию в Едином государственном реестре юридических лиц изменений, внесенных в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "СтройРезерв" от 02.04.2009 за государственным регистрационным номером записи 2093327012755 в части сведений о месте нахождения юридического лица, осуществленную на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "СтройРезерв" от 26.03.2009 и решения ИФНС по Ленинскому району г. Владимира от 02.04.2009 г. № 634.
Обязать ИФНС по Ленинскому району г. Владимира и общество с ограниченной ответственностью "СтройРезерв" устранить допущенные нарушения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СтройРезерв" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 № А67-8435/2009 данное решение отменено.

Решение Арбитражного суда Томской области от 07.12.2009 № А67-8435/09
<Требования заместителя прокурора о признании недействительной государственной регистрации подлежат удовлетворению, поскольку недостоверность сведений, представленных на регистрацию, относительно местонахождения юридического лица подтверждена материалами дела>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru