Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край

Документ изменён вышестоящим судом.

Подробнее см. Справку
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2010 г. по делу № А33-4015/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 июля 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 июля 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Дорониной Н.В., рассмотрев в судебном заседании,
дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс"
о взыскании ущерба, причиненного водному объекту,
в присутствии:
от истца: Демеченок С.Г. представителя по доверенности от 06.05.2010, Нетребко В.А., представителя по доверенности от 18.01.2010,
от ответчика: Субботина И.В., представителя по доверенности от 18.03.2009, Коломейцевой В.А., представителя по доверенности от 16.07.2010,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дорониной Н.В.

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (далее - общество с ограниченной ответственностью "КрасКом") о взыскании 61 521 177 руб. 26 коп. ущерба, причиненного водному объекту.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 29.03.2010 возбуждено производство по делу.
Истец в судебном заседании подтвердил заявленные требования. В обоснование иска сослался на следующие обстоятельства.
В связи с сообщением в средствах массовой информации от 21.06.2009 о факте гибели рыбы, загрязнения протоки Шумковская реки Енисей (река Теплая) в соответствии с распоряжениями руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю от 24.06.2009 № 213 р/п, от 25.06.2009 № 251 р/п проведены внеплановые проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс". По результатам проверки установлено, что в результате аварийной ситуации на правобережных очистных сооружениях общества "КрасКом", повлекшей нарушение работы очистных сооружений в связи с гибелью активного ила, вызван сброс с правобережных очистных сооружений в водный объект - протока Шумковская реки Енисей (река Теплая) сточных вод со значительным превышением в них установленных допустимых концентраций загрязняющих веществ.
В результате действий ответчика нанесен вред окружающей среде (поверхностному водному объекту - реке Енисей). Расчет суммы вреда определен согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом МПР РФ от 13.04.2009 № 87, с учетом предпринятых ответчиком мероприятий в целях уменьшения ущерба, суммарной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период сброса.
В ходе судебного разбирательства истец уменьшил сумму иска до 52 924 473 руб. 55 коп., изменив период начисления, уточнив применяемые при расчете таксы. Согласно расчету истца за период с 24.06.2009 по 30.06.2009 исчислена сумма вреда в размере 52 294 473 руб. 55 коп. (с учетом 1 012 921 руб. 30 коп. предпринятых ответчиком мероприятий в целях уменьшения ущерба, суммарной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период сброса с 24 по 30 июня в размере 635 185 руб. 90 коп.).
Уменьшение размера иска принято судом, как заявленное в соответствии с требованиями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дело рассматривается с учетом произведенных изменений.
Ответчик возражал против иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Ответчик оспаривает законность проведенной Управлением Росприроднадзора проверки, результаты анализа проб воды 22.06.2009. Ссылаясь на судебные акты, имеющие преюдициальное значение, считает недопустимыми доказательствами акт отбора проб от 22.06.2009, полагает, что факт изменения качественного состава воды в сбросах 1 и 2 очереди очистных сооружений документально подтвержден только с 26.06.2009.
Кроме того, ответчик считает неприменимыми результаты проб, отобранные лабораторией общества "КрасКом" 23.06.2009, поскольку не были соблюдены установленные требования хранения проб, в подтверждение чего представлены докладная записка от 12.08.2009 № 508, служебная записка от 11.08.2009 письмо в адрес Управления Росприроднадзора Российской Федерации по Красноярскому краю от 09.06.2010 № 3347.
Ответчик также оспаривал примененные при расчете суммы вреда таксы, представил свой вариант расчета размера вреда с 26.06.2009.
По мнению ответчика, таксы для исчисления размера вреда от загрязнения водных объектов следует применять исходя из установленных предприятию предельно допустимых нормативов сброса загрязняющих веществ, а не предельно допустимых концентраций водных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, утвержденных Приказом № 96 от 28.04.1999 Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству. Согласно расчету ответчика размер вреда составит 21 189 538 руб. 98 коп.
Кроме того, ответчик представил доказательства затрат на мероприятия, направленные на ликвидацию последствий воздействия вредных выбросов на окружающую среду на сумму 39 953 135 руб.
На основании и статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.07.2010 объявлялся перерыв до 26.07.2010 в 16 час. 00 мин., о чем вынесено протокольное определение.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено в присутствии лиц, участвующих в деле.
Истец представил документы в обоснование момента обнаружения сброса вредных веществ со сточными водами.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании договора аренды № 9973 от 05.07.2006 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по результатам проведенного конкурса обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" передано во временное возмездное владение и пользование имущество казны, в том числе объекты очистки сточных вод.
На основании приказа Енисейского межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора от 29.12.2008 № 1/227 обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду № 35 от 31.12.2008, в том числе по выпускам № 2 и 3 "Сброс сточных вод после биологической очистки на Правобережных очистных сооружениях 1, 2 очереди" в период с 01.01.2009 по 01.01.2010. Допустимые концентрации загрязняющего вещества на выпуске сточных вод в пределах норматива допустимого сброса определены приложением к разрешению.
Решения министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края о предоставлении водного объекта в пользование обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" выданы 14.05.2009 за № 24-17.01.03.005-р-рсвх-с-2009-00179/00, № 24-17.01.03.005-р-рсвх-с-2009-00178/00. Срок водопользования установлен с даты регистрации в государственном водном реестре по 01.01.2014. Пунктом 10 решений определены предельные показатели содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах.
С 02.10.2008 по 19.12.2008 утверждены нормативы допустимого сброса в реку Енисей для водопользователя.
По факту массовой гибели водных биологических ресурсов (рыбы) в районе "Теплой речки" в г. Красноярске прошло сообщение в средствах массовой информации (ТРК "7 канал") от 21.06.2009, Красноярской природоохранной прокуратурой в адрес Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю направлено требование о проведении проверки № 1576-09 от 22.06.2009 (отражено, что по предварительной информации гибель рыбы произошла из-за сброса с правобережных очистных сооружений, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью "КрасКом" неустановленного вещества).
22.06.2009 экспертом отдела надзора за водными ресурсами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, в присутствии представителей общества "КрасКом" составлен акт осмотра "Теплой речки от начала стоков с ТЭЦ до точки сброса правобережных очистных сооружений общества "КрасКом". В акте отражено, что 21.06.2009 СМИ сообщили о загрязнении теплой речки и гибели рыбы. 22.06.2009 произведен осмотр выпусков правобережных очистных сооружений в районе железнодорожного моста: выпуск 1 - образование пены в Теплой речке после выпуска не отмечено, выпуск 2 - установлено незначительное образование пены в Теплой речке на отмелях в застойных зонах, на берегу в районе выпуска 2 обнаружено 2 штуки погибшей рыбы.
22.06.2009 специалистами ЦЛАТИ по Красноярскому краю осуществлен отбор проб и анализ проб сточной и природной воды в следующих точках:
- протока Шумковская, 500 метров выше выпусков сточных вод с правобережных очистных сооружений общества "КрасКом";
сбросной канал открытого акционерного общества "Енисейская ТГК (ТГК-13)" филиал Красноярская ТЭЦ-1 в месте сброса в протоку Шумковская;
- сброс № 1 (выпуск № 2) с правобережных очистных сооружений в протоку Шумковская р. Енисей;
- сброс № 2 (выпуск № 3) с правобережных очистных сооружений в протоку Шумковская р. Енисей;
- протока Шумковская, 500 метров ниже сбросов.
Результаты анализа проб отражены в протоколе количественного химического анализа № от 26.06.2009 № 28г-В.

- дополнительные затраты за период поступления на ПОС токсичного стока на сумму 949 358 руб. 52 коп. (справка из бухгалтерии общества "КрасКом"; докладная записка начальника АТУ Пастухова А.В. о предоставлении дополнительных затрат от 15.07.2009 № 184; расчет заработной платы работников экологического центра по докладной записке начальника экологического центра Коломейцевой В.М. от 22.07.2009 № 235; справка о затратах ЦККВ на внеплановые работы, выполненные в связи с поступлением токсичных сточных вод на ПОС за июнь - июль 2009 года);
- оплата ЦЛАТИ по Красноярскому краю выполнения работ по гидробиологическому анализу активного ила ПОС по заявке общества "КрасКом" от 25.06.2009 № 3852 на сумму 3 562 руб. 80 коп. (акт об оказании услуг от 06.07.2009 № 3590, счет-фактура № 3258 от 06.07.2009, платежное поручение от 30.06.2009 № 2366);
- оплата ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" выполнения работ по договору "Исследование динамики работоспособности активного ила ПОС г. Красноярска" от 29.06.2009 № 564-09 на сумму 60 000 руб. (договор от 29.06.2009 № 564-09; акт сдачи-приема работ от 20.07.2009, счет-фактура от 20.07.2009 № 2406, платежное поручение от 21.09.2009 № 3830).
В ходе судебного разбирательства ответчиком представлены документы в обоснование затрат по ликвидации аварийной ситуации на Правобережных очистных сооружениях и предупреждению сверхнормативного (сверхлимитного) сброса загрязняющих веществ на сумму 39 953 135 руб., включая:
1. Мероприятия по выявлению и устранению источника поступления токсичного стока (силами общества "КрасКом" проведены обследования узловых КНС, определены точки отбора проб сточных вод. Проведено 56 внеплановых отбора и анализа качества сточных вод; ФГУ ЦЛАТИ проведен гидробиологический анализ активного ила и анализ сточных вод на содержание цианидов; СФУ выполнена независимая экспертиза по результатам гидробиологического анализа с целью выявления причин снижения его активности - затраты на сумму 887 348 руб.
2. Мероприятия по восстановлению работоспособности узла биологической очистки сооружений правого берега (организован завоз активного ила с левобережных очистных сооружений) затраты на сумму 125 967 руб.
3. Проведение исследований возможности восстановления и повышения устойчивости в эффективности работы узла биологической очистки сооружений правого берега - затраты на сумму 790 600 руб.
4. Капитальный ремонт системы аэрации на аэротенках ПОС затраты на сумму 8 232 948 руб.
5. Капитальный ремонт радиальных первичных отстойников ПОС затраты на сумму 6 982 321 руб.
6. Реконструкция вторичных отстойников очистных сооружений г. Красноярска (ПОС) затраты на сумму 7 439 967 руб.
7. Капитальный ремонт илопровода на ПОС затраты на сумму 197 597 руб.
8. Капитальный ремонт системы аэрации преаэратора тех № 17-11 цеха ПОС затраты на сумму 315 566 руб.
9. Проведение измерений и анализов на ПОС затраты на сумму 266 220 руб.
10. Капитальный ремонт электродвигателей оборудования ПОС затраты на сумму 1 449 472 руб.
11. Замена насосного оборудования на ПОС затраты на сумму 3 527 501 руб.
12. Завершение строительства 2-й очереди ОРУ 35 кВ ГПП-38 ПОС затраты на сумму 7 964 624 руб.
13. Ремонт решеток на ГНС-1 (замена цепи и капитальный ремонт электрооборудования) затраты на сумму 156 264 руб.
14. Модернизация системы лабораторного контроля на ПОС затраты на 1 616 740 руб.
Оценив представленные ответчиком доказательства суд пришел к выводу, что размер вреда, причиненного водному объекту вследствие нарушения водного законодательства, исчисленный в соответствии с Методикой, подлежит уменьшению на величину фактических затрат на его устранение, которые произведены виновником причинения вреда в размере 1 803 915 руб., а именно:
- по позиции 1 приведенного выше перечня ответчиком подтверждены затраты на сумму 810 033 руб. 99 коп. на внеплановые работы, выполненные в связи с поступлением токсичных сточных вод, включая материалы, заработную плат работников в сумме 13 757 руб. 55 коп. 810 033 руб. 99 коп., затраты за выполненное исследование динамики работоспособности активного ила Правобережных очистных сооружений г. Красноярска по счету-фактуре № 2406 от 20.07.2009 (приняты истцом), затраты на проведение измерений и анализов состава активного ила по счету-фактуре № 3258 от 06.07.2009 (приняты истцом);
- по позиции 2 приведенного выше перечня ответчиком представлена докладная записка от 15.07.2009 № 184 начальника АТУ Пастухова А.В. "О предоставлении дополнительных затрат", согласно которой предоставлялся дополнительно транспорт с 23.06.2009 по 15.07.2009. сумма затрат составила 125 966 руб. 98 коп. (приняты истцом);
- по позиции 3 приведенного выше перечня ответчиком представлен счет-фактура № 229 от 11.12.2009 на сумму 790 600 руб. за выполнение работ по договору № 29/09 от 16.09.2009 "Комплексное обследование очистных сооружений правого берега с разработкой технологического регламента по существующей технологической схеме очистки и рекомендаций по улучшению технологии очистки сточных вод", акт № 1 сдачи-приемки научно-технической продукции от 11.12.2009. Указанные работы, по мнению суда, направлены на устранение последствий воздействия сброса вредных (загрязняющих) веществ в водный объект.
Мероприятия, указанные по позициям № 4-8, 10-13 свидетельствуют о проведенном капитальном ремонте производственных узлов системы правобережных очистных сооружений в период с июня по декабрь 2009 года. По позиции 5 в затраты включены работы по счету-фактуре № 2039 от 31.12.2008 (разработка проекта "Капитальный ремонт радиальных отстойников ПОС"). Мероприятия по позициям 9 включают затраты на проведение измерений и анализов (обследование строительных конструкций бытового корпуса), проведенных в ноябре 2009 года. Мероприятия по позиции 14 включают затраты на приобретение оборудования лаборатории (бокс биологической защиты для защиты оператора/продукта, пробоотборный зонд, аспиратор, газоанализатор. Дифференцированный цифровой манометр, флюорат 02-2М, пробоотборное устройство), приобретенные в сентябре - декабре 2009 года. Указанные работы носят характер обязательной текущей экологической деятельности ответчика в рамках производственного контроля. Который возложен на природопользователей статьей 67 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.0.2002, расходы на которые не подлежат учету в целях уменьшения вреда, причиненного водному объекту.
Следовательно, оснований для снижения стоимости причиненного вреда, на сумму выполненных ответчиком работ по устранению последствий ущерба в размере 38 149 220 рублей не имеется.
При таких обстоятельствах размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 11 Методики в сумме 29 805 627 руб. 98 коп. подлежит уменьшению на сумму затрат общества "КрасКом" на устранение последствий ущерба водному объекту в размере 1 803 915 руб., а также на сумму платы за сброс загрязняющих веществ за период с 24.06.2009 по 30.06.2009 в сумме 635 185 руб. 90 коп.
На основании изложенного суд считает основания гражданско-правовой ответственности установленными, следовательно, вред, причиненный водному объекту - протока Шумковская реки Енисей в результате сброса вредных веществ, подлежит взысканию с ответчика в размере 27 366 527 руб. 08 коп. В остальной части требований истца следует отказать

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 333.21 Налогового кодекса РФ, статья 331.21 в Кодексе отсутствует.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины.
Государственная пошлина по исковому заявлению составляет 200 000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований в размере 104 660 руб. и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Иск удовлетворить частично в сумме 27 366 527 руб. 08 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (г. Красноярск) в доход федерального бюджета Российской Федерации 27 366 527 руб. 08 коп. вреда, причиненного водному объекту на счет УФК по Красноярскому краю, ИНН 2466146143, БИК 040407001 КПП 246601001 р/с 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск ОКАТО 04401368000 КБК 04811690010010000140.
В остальной части иска в удовлетворении отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (г. Красноярск) в доход федерального бюджета Российской Федерации 104 660 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Н.В.ДОРОНИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 по делу № А33-4015/2010 данное решение изменено, иск удовлетворен частично.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.07.2010 по делу № А33-4015/2010
<Заявление о взыскании материального ущерба, причиненного водному объекту, удовлетворено частично, так как размер вреда за сброс ответчиком в водный объект недостаточно очищенных сточных вод подлежит уменьшению на сумму затрат ответчика по устранению последствий ущерба водному объекту, а также на сумму платы за сброс загрязняющих веществ>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru