Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Псковская область


ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2010 г. по делу № 33-1437

Судья Мурин В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе:
Председательствующего Сладковской Е.В.,
Судей Виноградовой О.А., Ениславской О.Л.,
при секретаре М.,
с участием прокурора Лепихиной М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по кассационной жалобе ООО "Микрорайон № 7" на решение Псковского городского суда от 2 сентября 2010 года, которым постановлено: признать недействительным, ущемляющим права потребителей на предоставление услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, договор управления многоквартирным домом от 1 марта 2008 г., заключенного ООО "Микрорайон № 7" с собственниками жилого дома № 16 по улице Стахановской в городе Пскове, в части включения услуги по уборке лестничных клеток жилого дома в перечень дополнительных услуг (п. 1.1 приложения № 4 к договору) финансируемых за отдельную плату.
Обязать ООО "Микрорайон № 7" в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 1 марта 2008 г., заключенного с собственниками жилого дома № 16 по улице Стахановской в городе Пскове осуществлять уборку лестничных клеток данного жилого дома.
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Сладковской Е.В., объяснения представителей ООО "Микрорайон № 7" - В. и Т., заключение прокурора Лепихиной М.Н. об оставлении решения суда без изменения,
Судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора города Пскова в интересах И. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Обществу с ограниченной ответственностью "Микрорайон № 7" о признании бездействия управляющей организации в части отсутствия организации уборки лестничных клеток дома № 16 по ул. Стахановской в г. Пскове незаконным, обязании ответчика производить уборку лестничных клеток в соответствии с требованиями п. 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 - сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей - не реже одного раза в месяц, а также просил признать пункт 1.1 приложения № 4 к договору управления многоквартирным домом от 01.03.2008 года недействительным.
В обоснование предъявленных требований указал, что дом № 16 по улице Стахановской в городе Пскове находится в управлении ООО "Микрорайон № 7", что подтверждается заключенным между собственниками многоквартирного дома и управляющей организацией договором на управление многоквартирным домом от 01.03.2008.
Пунктом 2.1.5 договора управления многоквартирным домом предусмотрено, что санитарные работы по содержанию помещений общего пользования, в том числе уборка лестничных клеток (приложение № 4) отнесены к дополнительным услугам по содержанию и ремонту общего имущества, которые могут быть установлены дополнительным соглашением с собственниками дома.
Однако данное условие договора противоречит пункту 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, из содержания которого следует, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток.
Пунктом 1.5 ранее действовавшего решения Псковской городской Думы от 11.07.2008 № 499 "Об оплате за жилищные услуги" предусмотрен состав затрат на услуги по содержанию и ремонту жилья, оказываемые муниципальными предприятиями "Управление микрорайоном" или управляющими организациями, применяющими общий режим налогообложения, где в приложении № 3-а указана статья затрат 2.1 "уборка лестничных клеток".
Аналогичная статья затрат предусмотрена действующим решением Псковской городской Думы от 17.07.2009 № 861 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения".
Однако, в нарушение указанного федерального законодательства, администрацией ООО "Микрорайон № 7" не ведется работа по уборке лестничных клеток, т.е. не обеспечено требуемое санитарное состояние и благоприятные условия проживания граждан, несмотря на взимание за данную услугу с жильцов дома денежных средств.
Данное бездействие управляющей организации нарушает права и законные интересы И.
Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрение дела в его отсутствие.
Представители ответчика - ООО "Микрорайон № 7" исковые требования не признали, и пояснила, что настоящие правоотношения урегулированы Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, изданного на основании п. 3 ст. 39 ЖК РФ. Поскольку лестничные клетки многоквартирного дома являются общедомовым имуществом, расходы на его содержание обязаны нести собственники жилых помещений данного дома в пределах своей доли. Ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники, о чем говорит п. 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491; а решение о проведении регулярных уборок и санитарно-гигиенической очистке помещений должно быть принято на общем собрании собственников. На основании предписания, вынесенного органами Роспотребнадзора, ими была проведена разъяснительная беседа с уполномоченным представителем дома № 16 по ул. Стахановской, во время которой было предложено провести общее собрание собственников по изменению условий договора управления многоквартирным домом; результатов данная беседа не принесла.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ООО "Микрорайон № 7" ставится вопрос об отмене решения суда с вынесением нового решения суда об отказе в удовлетворении требований прокурора, заявленных в интересах И. по тем основаниям, что суд неверно применил материальный закон, в частности ст. 162 ЖК РФ, и не учел, что решение Псковского городской Думы от 17.07.2009 г. за № 861 носит для них лишь рекомендательный характер.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда в части признания недействительным п. 1 приложения № 4 договора от 1 марта 2008 года подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение в связи с тем, что судом нарушен процессуальный закон, восполнить эти нарушения без отмены решения суда невозможно.
Оспаривая данный договор в части в интересах И., прокурор ссылался на ничтожность п. 1.1 приложения № 4, поскольку положение п. 1.1 приложения № 4 к договору противоречат действующему законодательству, регулирующему вопросы содержания и управления многоквартирным домом.
Как видно из материалов дела, договор от 1 марта 2008 года был заключен на управление многоквартирным домом № 16 по ул. Стахановская в гор. Пскове. Жилые помещения в этом доме частично находятся в собственности граждан, а частично представляют собой муниципальную собственность.
Однако суд не привлек к участию в деле одну из сторон договора от 1 марта 2008 года - это собственников жилых помещений, чем грубо нарушил права стороны договора, лишив сторону договора права на участие в судебном разбирательстве при оспаривании договора.
При новом рассмотрении дела это нарушение закона подлежит устранению.
В остальной части решение суда первой инстанции является правильным, не противоречащим ст. 162 ЖК РФ.
Названный выше договор от 1 марта 2008 года заключен собственниками жилых помещений с ответчиком как управляющей компанией именно в рамках ст. 162 ЖК РФ.
Включая в перечень услуг и работ по содержанию дома уборку лестничных клеток по договору от 1 марта 2008 г., суд первой инстанции верно исходил из приложения № 9 к договору, где в п.п. "г" п. 11 уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования включены в содержание общего имущества.
Кроме того, как пояснял представитель ответчика, определяя размер платы за содержание и ремонт жилья, их управляющая организация руководствовалась расчетами, предусмотренными решением Псковской городской Думы от 17.07.2009 г. № 861 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" в сумме 7,73 руб. за квадратный метр.
Согласно данного расчета в сумму 7,73 руб. включены затраты на уборку лестничных клеток в сумме 0,46 коп.
Это не противоречит абз. 1 п. 31 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в соответствии с которым при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Принимая во внимание изложенное, доводы кассационной жалобы являются несостоятельными.
Руководствуясь абз. 3 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Псковского городского суда от 2 сентября 2010 года отменить в части признания недействительным, ущемляющим права потребителей на предоставление услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, договор управления многоквартирным домом от 1 марта 2008 г., заключенного ООО "Микрорайон № 7" с собственниками жилого дома № 16 по улице Стахановской в городе Пскове, в части включения услуги по уборке лестничных клеток жилого дома в перечень дополнительных услуг (п. 1.1 приложения № 4 к договору) финансируемых за отдельную плату и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд, в остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Микрорайон № 7" - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.В.СЛАДКОВСКАЯ

Судьи
О.А.ВИНОГРАДОВА
О.Л.ЕНИСЛАВСКАЯ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Псковского областного суда от 26.10.2010 по делу № 33-1437
Суд обязан привлечь к участию в деле по вопросу о признании недействительным в части договора управления многоквартирным домом собственников жилых помещений, как одну из сторон договора.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru