АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 декабря 2010 г. по делу № А79-10042/2010
Резолютивная часть решения оглашена 27 декабря 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 декабря 2010 года.
Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Ш., Чувашская Республика, г. Алатырь,
к администрации г. Алатырь Чувашской Республики
о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при администрации г. Алатырь Чувашской Республики от 30.09.2010 № 386,
без участия представителей сторон,
установил:
индивидуальный предприниматель Ш. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при Администрации г. Алатырь (далее - административная комиссия) от 30.09.2010 № 386 (далее - оспариваемое постановление), которым предприниматель привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 17
Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде штрафа в размере 2 000 руб.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что административной комиссией наказание было назначено без установления и выяснения значимых для принятия решения по данному делу обстоятельств. Кроме того, при проведении проверки предприниматель не присутствовала, о проведении проверки не извещалась.
Далее предприниматель, указывает, что протокол по делу об административном правонарушении ей не вручался, с ним она не ознакамливалась, о том, составлялся ли он вообще, ей не известно.
Также заявитель отметила, что вина в совершении правонарушения не установлена.
В связи с чем полагает, что административной комиссией был нарушен порядок принятия оспариваемого постановления, а также отсутствуют основания для привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили. Административная комиссия представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя; письменным отзывом просила в удовлетворении заявления оказать.
В порядке статей 123, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему:
08.09.2010 было выявлено, что у киоска "Куры гриль", расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. 40 лет Победы, по смежеству со строением № 79, принадлежащего предпринимателю Ш. осуществлялась мелкорозничная торговля без получения в установленном порядке разрешения.
Тогда же по данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 08.09.2010.
30.09.2010 административной комиссией при администрации г. Алатыря вынесено постановление № 386 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 17
Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в виде штрафа в размере 2 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, предприниматель оспорила его в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (также - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 17
Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" размещение на улицах, площадях, в парках и скверах, иных общественных местах объектов мелкорозничной торговли (палаток, киосков, прилавков, транспортных средств) без полученного в установленном порядке разрешения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Часть 1 статьи 35
этого Закона предусматривает, что производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку (часть 6).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В пунктах 10, 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Как видно из материалов дела протокол об административном правонарушении составлен в день выявления правонарушения - 08.09.2010. Административная комиссия не представила суду доказательств извещения предпринимателя о времени и месте составления протокола. В самом протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Доказательства получения данного протокола предпринимателем отсутствуют.
Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 30.06.2010 № 386 так же вынесено в отсутствие предпринимателя. Доказательства его надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении суду не представлены. Расписка на имя Ш. о явке на заседание административной комиссии получена от иного лица.
Таким образом, административным органом существенно нарушена процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности, что повлекло невозможность для предпринимателя в полной мере воспользоваться правами, предоставленными законом лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Несоблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности независимо от того, имелся или отсутствовал факт правонарушения со стороны предпринимателя.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии при администрации г. Алатырь Чувашской Республики от 30.09.2010 № 386 о привлечении индивидуального предпринимателя Ш. к административной ответственности, предусмотренной статьей 17
Закона Чувашской Республики от 23.07.2002 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
На решение суда в течение десяти дней со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.