ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2010 г. № 1263
О ПРОТЕСТЕ ПРОКУРОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
ОТ 6 ИЮНЯ 2008 ГОДА № 46-ОЗ "О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Рассмотрев протест прокурора Ленинградской области от 26 ноября 2010 года № 21-04-2010 на областной закон
от 6 июня 2008 года № 46-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области", Законодательное собрание Ленинградской области постановляет:
1. Признать протест прокурора Ленинградской области частично обоснованным.
2. Направить настоящее постановление и указанный протест прокурора Ленинградской области Губернатору Ленинградской области В.П.Сердюкову для рассмотрения вопроса о внесении изменений в областное законодательство.
3. Направить настоящее постановление и прилагаемое обоснование
прокурору Ленинградской области С.И.Литвиненко.
4. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного собрания
И.Хабаров
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 22.12.2010 № 1263
ОБОСНОВАНИЕ
Законодательное собрание Ленинградской области считает протест прокурора Ленинградской области от 26 ноября 2010 года № 21-04-2010 на областной закон
от 6 июня 2008 года № 46-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" обоснованным и подлежащим удовлетворению в части дополнения областного закона
методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления полномочий по обеспечению бесплатного проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Ленинградской области, и методикой расчета нормативов на оплату за определение технического состояния и оценку стоимости жилых помещений в случае передачи их в собственность детям-сиротам.
В остальной части протест прокурора считаем необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 26.3
"Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) (подпункт 24 пункта 2)
;
организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству (подпункт 24.2 пункта 2)
.
Пунктом 6 статьи 26.3
указанного Федерального закона определено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3
(за исключением подпунктов 1
, 2
, 4
, 6
, 13
, 22
, 23
, 32
- 36
, 38
- 40
, 42
, 43
, 48
, 52
, 58
и подпункта 64
(кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 статьи 26.3), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
В Ленинградской области в соответствии с требованиями федерального законодательства был принят областной закон
от 6 июня 2008 года № 46-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области", которым утверждены методики расчета нормативов по переданным муниципальным образованиям полномочиям.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 19
Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты.
Приложения 1
- 6
к указанному областному закону содержат методики расчета нормативов на выполнение полномочий.
В протесте прокурора указывается, что методики
расчета нормативов, прилагаемые к областному закону от 6 июня 2008 года № 46-оз, не позволяют определить общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Ленинградской области для осуществления соответствующих государственных полномочий, и не обеспечивают выполнение требований пункта 3 части 6 статьи 19
Федерального закона № 131-ФЗ. На наш взгляд, это утверждение является ошибочным. Как указывается в пункте 3 части 6 статьи 19
Федерального закона № 131-ФЗ, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты. Позиция прокурора основывается на том, что такой методикой должен определяться объем субвенций, вместе с тем федеральным законодательством
установлено, что должен быть определен норматив. Областным законом
№ 46-оз требование федерального законодательства
об определении норматива было выполнено.
Норматив представляет собой некие границы, которые служат для определения общего объема субвенций, и определен указанным областным законом
в виде затрат на одного человека, одного специалиста, за период времени и т.д.
Размеры субвенций на осуществление полномочий утверждены областным законом
от 18 декабря 2009 года № 106-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" согласно приложениям 53
- 58
, а порядки их распределения утверждены приложениями 106
- 111
. Общий размер субвенций не является предметом регулирования закона субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями, а определяется законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год. Из указанной нормы пункта 3 части 6 статьи 19
Федерального закона № 131-ФЗ не следует, что закон субъекта Российской Федерации о передаче полномочий должен содержать расчет объема субвенций по передаваемым полномочиям.
В связи с изложенным протест прокурора считаем не подлежащим удовлетворению.