Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2010 г. по делу № 3-221-2010

Пермский краевой суд в составе: председательствующего судьи Спиридонова Е.В. при секретаре Гладких Е.В.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой И.А., представителя Министерства природных ресурсов Пермского края Зиновьевой Е.Е., рассмотрел 6 декабря 2010 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части пункта 7 Порядка деятельности единой комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства и товарного рыбоводства в Пермском крае, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 13.08.2010 № СЭД 30-01-03-250,

установил:

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части пункта 7 Порядка деятельности единой комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства и товарного рыбоводства в Пермском крае (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 13.08.2010 № СЭД 30-01-03-250, опубликованного 23 августа 2010 года в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 33, и вступившего в силу с 23 августа 2010 года.
В обоснование заявления заместитель краевого прокурора указал, что Порядок определяет правила деятельности единой комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства и товарного рыбоводства в пресноводных водных объектах Пермского края. В соответствии с пунктом 7 Порядка решения единой комиссии по проведению конкурсов принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, каждый член комиссии имеет 1 голос, при равенстве голосов "за" и "против" решающим является голос председательствующего на заседании. Пункт 7 Порядка неправомерно изменяет установленный федеральным законодательством порядок принятия решений конкурсной комиссией, предусматривая, что при равенстве голосов "за" и "против" решающим является голос председательствующего на заседании. Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. № 264, и Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 136, не наделяют председательствующего на заседании комиссии особым статусом, дающим право определять окончательное решение, и предоставляют ему только полномочия по организации деятельности конкурсной комиссии: проводить заседания, принимать решения по процедурным вопросам, подводить итоги конкурса, уведомлять членов комиссии о проведении заседания. Таким образом, в оспариваемой части пункт 7 Порядка принят Министерством природных ресурсов Пермского края с превышением компетенции.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Кузнецова И.А. заявленные требования поддержала. Просила признать недействующим пункт 7 Порядка в части предложения "При равенстве голосов "за" и "против" решающим является голос председательствующего на заседании".
Представитель Министерства природных ресурсов Пермского края Зиновьева Е.Е., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. № 264, и Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 136, не содержат конкретизации процедурных аспектов работы конкурсной комиссии и предоставляют право определять порядок ее деятельности организатору конкурса. Положение пункта 7 Порядка исключает возникновение ситуации равенства голосов "за" и "против" на этапе завершения процедуры рассмотрения конкурсных заявок, которая не позволит комиссии принять решение о допуске или отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе и приведет к ущемлению прав заявителей. Включая в Порядок оспариваемое прокурором положение пункта 7, Министерство руководствовалось аналогией права: положение о решающем голосе председательствующего на заседании комиссии в случае равенства голосов "за" и "против" установлено в правовых актах, регламентирующих проведение конкурсов и аукционов на предоставление в пользование иных природных ресурсов (Административный регламент Федерального агентства по недропользованию, утвержденный Приказом Минприроды России от 17.06.2009 № 156; Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230).
Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителя Министерства природных ресурсов Пермского края, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов владения, пользования и распоряжения водными ресурсами находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" на основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Согласно ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
Министерство природных ресурсов Пермского края в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2007 № 180-п, является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере владения и распоряжения всеми видами природных ресурсов, отнесенных к ведению Пермского края федеральным законодательством.
Согласно пунктам 3.6.10, 3.6.11 данного Положения Министерство природных ресурсов Пермского края в области реализации государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством проводит конкурсы на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства; формирует, определяет порядок деятельности и утверждает состав комиссии по проведению конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.
Согласно ч. 1, ч. 4 ст. 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке. Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления промышленного рыболовства установлен Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. № 264.
Порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, для осуществления товарного рыбоводства установлен Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 136.
Указанные Правила (пункты 3 Правил) определяют, что организаторами конкурса являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации - в случае проведения конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации; в случае проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, для осуществления товарного рыбоводства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации.
Пункт 3 Правил от 14 апреля 2008 года № 264 и пункт 5 Правил от 14 февраля 2009 года № 136 к полномочиям организаторов конкурса относят формирование комиссии по проведению конкурса, определение порядка ее деятельности и утверждение состава комиссии.
Пункты 7, 8 Правил от 14 апреля 2008 года № 264, пункты 8, 9 Правил от 14 февраля 2009 года № 136 наделяют председателя комиссии (в случае его отсутствия - его заместителя) правомочиями по проведению заседания комиссии, принятию решений по процедурным вопросам и подведению итогов конкурса, своевременному и должным образом уведомлению членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.
Также указанные нормы Правил предусматривают, что заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более 50 процентов общего числа состава членов комиссии; решения комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, при этом каждый член комиссии имеет один голос.
Поскольку порядок организации и проведения конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка установлен нормами федерального законодательства - Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. № 264, и Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 136, поэтому органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование в этой сфере и предусматривать правила организации и проведения конкурса, которые в части порядка принятия комиссией решений отличаются от порядка принятия таких решений, предусмотренного указанными нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Наделение организаторов конкурса правом по определению порядка деятельности комиссии по проведению конкурса, предусмотренным пунктом 3 Правил от 14 апреля 2008 года № 264 и пунктом 5 Правил от 14 февраля 2009 года № 136, не означает, что Министерство природных ресурсов Пермского края, как организатор такого конкурса, вправе выходить за пределы предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, в круг которых не входит право определять порядок организации и проведения конкурса. Поскольку порядок принятия решения комиссии путем открытого голосования простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, по принципу один голос у каждого члена комиссии, прописан в Правилах организации и проведения конкурса, утвержденных постановлениями Правительства РФ, следовательно, в полномочия организатора конкурса по определению порядка деятельности комиссии не включаются вопросы регулирования порядка принятия комиссией решения.
Суд не соглашается с доводом представителя Министерства природных ресурсов Пермского края о том, что при принятии оспариваемой нормы Порядка Министерство было вправе применять аналогию права с нормами Административного регламента Федерального агентства по недропользованию, утвержденного Приказом Минприроды России от 17.06.2009 № 156, и Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230. Предметом судебного разбирательства является проверка соответствия пункта 7 Порядка федеральному законодательству, регулирующему вопросы организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, в то время как указанные представителем Министерства природных ресурсов края нормативные акты Правительства и Минприроды РФ не регулируют указанные вопросы. Указанные федеральные нормативные правовые акты регулируют иные общественные отношения, поэтому включение в Порядок оспариваемой прокурором нормы по аналогии с правилами, содержащимися в указанных актах, не является основанием для признания ее действующей.
Таким образом, пункт 7 Порядка деятельности единой комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства и товарного рыбоводства в Пермском крае, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 13.08.2010 № СЭД 30-01-03-250, подлежит признанию недействующим в части предложения "При равенстве голосов "за" и "против" решающим является голос председательствующего на заседании" с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 7 Порядка деятельности единой комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства и товарного рыбоводства в Пермском крае, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 13.08.2010 № СЭД 30-01-03-250, в части предложения "При равенстве голосов "за" и "против" решающим является голос председательствующего на заседании".
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 10 декабря 2010 года.

Председательствующий - п.п.
СПИРИДОНОВ Е.В.




Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 3, 24.01.2011


Решение Пермского краевого суда от 06.12.2010 по делу № 3-221-2010
<О признании недействующим пункта 7 Порядка деятельности единой комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства и товарного рыбоводства в Пермском крае, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 13.08.2010 № СЭД 30-01-03-250, в части предложения "При равенстве голосов "за" и "против" решающим является голос председательствующего на заседании">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru