Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2010 года

ПО ДЕЛУ 10-01-10-04/283
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Резолютивная часть оглашена 10 сентября 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 24 сентября 2010 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Косяк Т.В. - председателя комиссии, заместителя руководителя Управления ФАС России по Волгоградской области,
Чернавина Е.А. - члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела экономического анализа Управления ФАС России по Волгоградской области,
Удовик К.А. - члена комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления ФАС России по Волгоградской области,
в присутствии:
представителя МУП "Г" Т. (доверенность <...>).
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела заявители не явились.
Рассмотрев материалы дела № 10-01-10-04/283 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП "Г" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия установила:
22.06.2010 в Управление Федеральной Антимонопольной службы по Волгоградской области поступило письмо Прокуратуры Центрального района г. Волгограда (вх. № 3626 от 22.06.2010 г.), направленное для рассмотрения по существу заявления ООО "Э" о неправомерных действиях МУП "Г", заключающихся во включении в Технические условия № 53Т от 19.11.2009 на подключение к системам водопровода и канализации условия выполнения застройщиком работ по прокладке водопровода Д = 200 мм по ул. Героев Тулы, № 13 - 17 ориентированной протяженностью 80 п. м с установкой запорной арматуры.
ООО "Э" является генеральным подрядчиком по проектированию и строительству магазинов "М" и представляет интересы ЗАО "Т" на объекте: "Строительство одноэтажного магазина товаров повседневного спроса по адресу: <...>".
23 сентября 2009 года ЗАО "Т" были выданы технические условия № 43Т, предусматривающие перекладку водопровода Д = 200 мм по ул. Героев Тулы, № 13 - 17 г. Волгограда.
По заявлению ЗАО "Т" 19 ноября 2009 года ему были выданы новые технические условия № 53Т, также предусматривающие условие по перекладке вышеуказанного водопровода.
Указанная водопроводная сеть Д = 200 мм по ул. Героев Тулы является имуществом муниципальной казны г. Волгограда и в настоящее время находится в хозяйственном ведении МУП "Г".
Объект реконструкции - это существующее здание, расположенное по адресу: <...>, в котором ранее располагалась пекарня, присоединенная к сетям городского водопровода. Данный объект имеет подключение на потребление воды большее, чем выданное на магазин 1,2 м3 в сутки, поэтому нагрузка на существующие сети не увеличивается, а уменьшается.
Служебной запиской от 28.06.2010 № 491А были установлены признаки доминирующего положения МУП "Г" на товарных рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Волгограда.

Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.

В связи с изложенными обстоятельствами, на основании ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), Закона о защите конкуренции определением от 09.07.2010 было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 10-01-10-04/283 (приказ руководителя УФАС от 2 июля 2010 года № 202) в отношении МУП "Г" по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в действиях занимающего доминирующего положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Определением от 09.07.2010 рассмотрение дела № 10-01-10-04/283 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 03.08.2010 на 10 часов 00 минут.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению дела № 10-01-10-04/283 о нарушении антимонопольного законодательства и в письменных объяснениях от 23.07.2010 (вх. № 4492) представитель МУП "Г" факт нарушения не признал и пояснил следующее.
"В соответствии с постановлением главы Волгограда от 07.11.2008 № 2312 объекты, относящиеся к водопроводно-канализационному хозяйству Волгограда, были переданы МУП "Г" (далее - Предприятие) на праве хозяйственного ведения.
При этом собственником водопроводно-канализационного имущества, переданного Предприятию, является муниципальное образование город Волгоград в лице администрации Волгограда.
Объекты водопроводно-канализационного хозяйства Волгограда, переданные в хозяйственное ведение Предприятия, расположены во всех районах г. Волгограда.
Водопроводная сеть Д = 200 мм по ул. Героев Тулы Тракторозаводского района Волгограда является имуществом муниципальной казны г. Волгограда и в настоящее время находится в хозяйственном ведении МУП "Г".
Порядок предоставления технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 83 (далее - Правила).
В настоящее время инвестиционная программа МУП "Г" не утверждена, плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения Предприятием не взимается, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с п. 7 Правил.
Согласно п. 7 Правил технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, по мнению МУП "Г", действующим законодательством предусмотрены основания для возложения на лицо, обратившееся за выдачей технических условий, обязанности произвести работы, необходимые для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Для выполнения подключения могут быть осуществлены как реконструкция существующих, так и создание новых сетей инженерно-технического обеспечения.
Объект недвижимости, расположенный <...>, был приобретен ЗАО "Т" на основании договора купли-продажи от 24 июня 2008 г. Указанный объект подключен к городской водопроводной сети, однако водопотребление на данном объекте не осуществляется.
23 сентября 2009 г. ЗАО "Т" были выданы технические условия № 43Т, предусматривающие перекладку водопровода Д = 200 по ул. Героев Тулы, № 13 - 17 г. Волгограда.
По заявлению ЗАО "Т" 19 ноября 2009 г. были выданы новые технические условия № 53Т, также предусматривающие условие по перекладке вышеуказанного водопровода.
Данный водопровод Д = 200 по ул. Героев Тулы г. Волгограда введен в эксплуатацию в 1992 г. и в хозяйственное ведение Предприятия передан в аварийном состоянии.
При этом производственной программой МУП "Г" перекладка указанного водопровода в районе домов № 13 - 17 по ул. Героев Тулы г. Волгограда не предусмотрена.
С момента приобретения ЗАО "Т" объекта недвижимости, расположенного по адресу <...>, до обращения ЗАО "Т" за техническими условиями степень износа водопроводных сетей по ул. им. Академика Бардина и ул. Героев Тулы Волгограда увеличилась, следствием чего является снижение пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения. Кроме того, Предприятием за указанный период времени в соответствии с ранее выданными техническими условиями были приняты также иные обязательства по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и последующему их снабжению коммунальными ресурсами.
В связи с этим при принятии решения о выдаче технических условий № 53Т Предприятием были учтены как увеличение износа водопроводной сети Д = 200 мм по ул. Героев Тулы г. Волгограда в период с приобретения ЗАО "Т" объекта недвижимости, расположенного по адресу <...>, до обращения ЗАО "Т" за техническими условиями, так и необходимость соблюдения Предприятием принятых в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и последующему их снабжению коммунальным ресурсами.
На основании вышесказанного МУП "Г" считает, что технические условия № 53Т, выданные ЗАО "Т", подготовлены в соответствии с требованиями настоящего законодательства.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав доводы сторон, исследовав доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Для признания лица нарушившим требования статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что данное лицо является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом, исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Таким образом, установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. Если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.
В соответствии с п. 3.7 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией и в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220, в рамках рассмотрения дела Управлением был подготовлен аналитический отчет № 683 от 09.09.2010 по результатам проведения анализа рынков услуг водоснабжения и водоотведения на территории г. Волгограда.
В пункте 5.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определено, что в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
На основании выводов аналитического отчета № 683 от 9 сентября 2010 года в совокупности с материалами настоящего дела Комиссия определила, что доля МУП "Г" на рынке услуг водоснабжения в географических границах централизованной системы коммунального водоснабжения, эксплуатируемой МУП "Г", и услуг водоотведения в географических границах расположения централизованной системы коммунальной канализации, эксплуатируемой МУП "Г", в рассматриваемом периоде занимает долю 100%. По определению статьи 5 Закона о защите конкуренции положение МУП "Г" является доминирующим.
Таким образом, приобретатель имеет техническую возможность приобретать товар только у МУП "Г" и не имеет такой возможности за пределами расположения централизованной системы коммунального водоснабжения и централизованной системы коммунальной канализации.
Вход на рынок связан с административными ограничениями, так как органами местного самоуправления введен конкурсный отбор поставщиков на эксплуатацию систем централизованного водоснабжения и водоотведения, и экономическими ограничениями, связанными с осуществлением значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений.
В соответствии с данными аналитического отчета и имеющимися в деле материалами Комиссия признала Общество доминирующим хозяйствующим субъектом на товарных рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Волгограда.
2. Довод МУП "Г" относительно того, что включение в технические условия № 53Т от 19 ноября 2009 г. требования выполнить проект и перекладку водопровода Д = 200 по существующей трассе по ул. Героев Тулы, № 13 - 17 ориентировочной протяженностью 80 п. м с установкой запорной арматуры является разумным и обоснованным, отклоняется Комиссией по следующему основанию.
Согласно п. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167).
Раздел III "Присоединение объектов к системам коммунального водоснабжения и канализации" указанных Правил утратил силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее - Правила).
Настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения. Также Правила применяются в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. 2 Правил определения технических условий подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов - воды, газа, электрической и тепловой энергии, используемых для предоставления услуг по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению.
Так как инвестиционная программа МУП "Г" не утверждена, то согласно п. 7 Правил технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, обязанность по выполнению работ, необходимых для подключения абонентов, лежит на организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, т.е. на МУП "Г".
Согласно п. 15 Правил определения технических условий подключение строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания или сооружения к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании публичного договора, заключаемого в соответствии с законодательством РФ.
Технические условия являются частью оферты для заключения договора о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, который заключается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры".
В случае если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия (п. 3 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры).
Согласно п. 4 вышеуказанных Правил для подготовки системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства исполнитель на эксплуатируемых им сетях инженерно-технического обеспечения осуществляет мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а в случае необходимости обеспечивает осуществление таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида.
На основании вышеизложенного Комиссия делает вывод о том, что МУП "Г", выдав технические условия № 53Т от 19.11.2009 на проектирование подключения существующего объекта к сетям водопровода и бытовой канализации, необоснованно предъявило требование ЗАО "Т" выполнить проект и перекладку водопровода Д = 200 по существующей трассе по ул. Героев Тулы, № 13 - 17 ориентировочной протяженностью 80 п. м с установкой запорной арматуры, которые никакого отношения к ЗАО "Т" не имеют, на балансе Предприятия не состоят.
Пунктом 12 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры определено, что в договоре о подключении должно найти отражение соглашение сторон о размере платы за подключение и порядок ее внесения. В соответствии с пунктом 14 названных Правил размер платы при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка.
Таким образом, МУП "Г" как организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, согласно пп. 1 п. 20 Правил заключения договора о подключении обязана совершить действия по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов, а плата за данные действия определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения.
МУП "Г", занимая доминирующее положение на товарных рынках услуг по водоснабжению и водоотведению, нарушило положения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" при выдаче технических условий № 53Т от 19.11.2009 ЗАО "Т" на проектирование подключения существующего объекта к сетям водопровода и бытовой канализации, ущемив его интересы путем возложения на указанное предприятие не предусмотренные законодательством обязанности по выполнению работ, и тем самым несение дополнительных экономически необоснованных затрат, чем создало препятствия для осуществления его деятельности.
Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком (МУП "Г") продолжается совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.
Комиссия полагает, что принятие настоящего решения и выдача ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства являются достаточными мерами по установлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о конкуренции и п. 3.43 Регламента подготовки и ведения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях, Комиссия решила:
1. Признать МУП "Г" нарушившим ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать МУП "Г" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по Волгоградской области для принятия решения о возбуждении в отношении МУП "Г" административного производства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с момента его принятия.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Е.А.ЧЕРНАВИН
К.А.УДОВИК




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Волгоградского УФАС РФ от 24.09.2010
"По делу 10-01-10-04/283 о нарушении антимонопольного законодательства"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru