ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 апреля 2010 г. по делу № 33-2240
(извлечение)
М. обратилась с настоящим иском в суд, считая, что ответчик необоснованно отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 22.09.2009 г. и включении в стаж периода работы секретарем комитета комсомола ВОСХТ, о возложении обязанности по назначению льготной трудовой пенсии с момента обращения.
Решением Таловского райсуда от 17.02.2010 года требования М. удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по Таловскому району просит отменить решение суда, т.к. оно вынесено с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как усматривается из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 10.11.2009 г. № 178 период работы М. секретарем комитета комсомола ВОСХТ ответчиком не засчитан в стаж для назначения досрочной пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Должность секретаря комитета комсомола, в которой истица работала в спорные периоды, не включена в вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В период работы М. с 01.09.1981 г. по 30.06.1982 г. и с 01.09.1982 г. по 30.06.1983 г. действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 1 которого учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
В соответствии с п. 3.1 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с районным судом, что периоды работы истицы секретарем комсомольской организации подлежат зачету в стаж работы для назначения досрочной пенсии и на момент обращения к ответчику стаж истицы составлял необходимые 25 лет.
Довод представителя ответчика о том, что спорные периоды не могут засчитываться в стаж для назначения досрочной пенсии по причине невыполнения М. нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, не может быть принят во внимание судом.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах решение районного суда является правильным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы ответчика были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.