Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2010 года

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Сешенова А.А. - руководителя Липецкого УФАС России,
членов Комиссии:
Черкашиной Л.А. - заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России,
Маргиева Р.Б. - главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России,
Ширковой О.А. - государственного инспектора отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России,
рассмотрев дело № 22 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Л" (<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Липецким УФАС России в ходе рассмотрения заявления гражданина <...> были выявлены признаки нарушения Федерального закона "О защите конкуренции" со стороны открытого акционерного общества "Л", которое состоит в следующем.
28.01.2010 в 16 часов 44 минуты на автостанции "С" Ч. был куплен билет до г. Чаплыгина по маршруту Липецк - Чаплыгин. Время отправления автобуса - 29.01.2010 в 18 часов 40 минут, то есть билет был куплен за сутки до отправления транспортного средства. В этой связи с гражданина <...> был взят комиссионный сбор в размере 20 рублей.
В соответствии с пунктом 7 приложения 23 к приказу Минтранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 "Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте" основными источниками содержания хозрасчетных автобусных вокзалов являются доходы от комиссионного сбора за предварительную продажу билетов, камеры хранения, комнат длительного отдыха, поступлений от сдачи в аренду станционных помещений, а также отчислений автотранспортных предприятий, пользующихся услугами автовокзала, от стоимости проданных кассами проездных билетов в установленных Министерством размерах. Из вышеизложенного следует, что данная норма применима в отношении хозрасчетных автобусных вокзалов. Постановлением администрации Липецкой области от 28.09.2007 № 141 "О проведении реорганизации ОГУП "Л" ОГУП "Л" реорганизовано в форме присоединения к нему ОГУП "А". Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц <...>, внесена запись о прекращении деятельности юридического лица ОГУП "А" путем реорганизации в форме присоединения. Актом приема-передачи собственности, закрепленной за ОГУП "А" (<...>), от 25.01.2008 весь имущественный комплекс принят в ОГУП "Л". Следовательно, автовокзал является структурным подразделением ОГУП "Л". По данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.03.2008, 01.01.09, 01.01.10, здание автовокзала включено в перечень объектов недвижимости ОГУП "Л". Таким образом, автовокзал не является хозрасчетным объектом и, следовательно, расходы по его содержанию с момента принятия имущества должно нести ОГУП "Л". В соответствии с п. 2.9 Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта (утвержденного Минтрансом РФ от 29.08.1995) в состав затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) на автомобильном транспорте, включаются эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и т.п.
Распоряжением главы администрации Липецкой области от 29.12.2009 № 600-р "Об условиях приватизации областного государственного унитарного предприятия "Л" (далее - ОГУП "Л") ОГУП "Л" приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество "Л" (далее - ОАО "Л") (место нахождения: <...>; почтовый адрес: <...>), в соответствии с пунктом 1.2 Устава ОАО "Л" ОАО "Л" является правопреемником ОГУП "Л".
С 1 апреля 2010 года ОГУП "Л" реорганизовано в ОАО "Л", о чем Федеральной налоговой службой 01.04.2010 выданы свидетельства:
- о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица ОГУП "Л" путем реорганизации в форме преобразования;
- о государственной регистрации юридического лица, о внесении записи о создании юридического лица ОАО "Л" путем реорганизации в форме преобразования.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть данным постановлением установлен порядок ценообразования.
Постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 10.10.2008 № 38/4 "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и провоз багажа автомобильным транспортом на пригородных, междугородных (внутриобластных и междугородных) маршрутах" утверждены тарифы на перевозки пассажиров и провоз багажа автомобильным транспортом на пригородных, междугородных маршрутах в размере 1 руб. за 1 пасс.-км.
Следовательно, содержание здания автовокзала заложено в тариф на перевозки и входит в стоимость билетов.
ОАО "Л" представило в Липецкое УФАС России документы, являющиеся экономическим обоснованием (документальным подтверждением) по следующим наименованиям статьи "Общехозяйственные расходы" за 2008 год ОГУП "Л" (без НДС):
- п. 70 "Расходы на ремонт здания АВ (автовокзала)";
- п. 12 "Текущий ремонт зданий" (первичные документы в части расходов по автовокзалу);
- п. 60 "Содержание АБК (административно-бытового корпуса) и территории" (первичные документы в части расходов по автовокзалу);
Анализ представленных документов показал, что на содержание автовокзала в 2008 году по статье "Общехозяйственные расходы" в соответствии с п. п. 70, 12, 60 израсходовано 4723117,26, в том числе:
- 70 "Расходы на ремонт здания АВ" в сумме 1861034,26 руб.;
- 12 "Текущий ремонт зданий" по подразделению автовокзал в сумме 1802820,67;
- 60 "Содержание АБК и территории" в сумме 1059262,33.
В 2007 году, до присоединения к ОГУП "Л", ОГУП "А" был самостоятельным хозрасчетным предприятием, наделенным правом юридического лица и имеющим свой расчетный счет. В соответствии с годовым договором на выделение подвижного состава ОГУП "А" для выполнения перевозок пассажиров в междугородном сообщении на 2007 год б/н и дополнительным соглашением от 17.12.2007 ОГУП "А" за организацию перевозочного процесса (диспетчерское руководство, услуги по текущей и предварительной продаже билетов, посадка в автобусы и т.д.) удерживает с ОГУП "Л" денежную сумму в размере 15% от суммы реализованных билетов на проезд и 50% от суммы реализованных билетов на провоз багажа, за механическую мойку одного автобуса - 50 руб., уборка салона одного автобуса - 50 руб., за обслуживание и перевозку пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда на междугородных и пригородных маршрутах согласно ФЗ "О Ветеранах", - в размере 10% от стоимости проезда пассажиров на междугородных и пригородных маршрутах. За оказанные услуги ОГУП "Л" перечислил ОГУП "А" денежные средства в сумме 11810449,21 руб. (без НДС).
Данная сумма заложена в п. 30 "Отчисление автовокзалам" статьи "Общехозяйственные расходы" за 2007 г. ОГУП "Л". Данные затраты у ОГУП "Л" были заложены в тариф на перевозки, что подтверждает расшифровка статьи "Накладные (общехозяйственные) расходы" за 2007 год ОГУП "Л" - п. 30 "Отчисление автовокзалам".
В соответствии с п. 51 постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Постановление Правительства) продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства. Ч. билет был приобретен за одни сутки до отправления транспортного средства.
На запрос Липецкого УФАС России ОГУП "Л" сообщило, что предварительная продажа билетов не является неотъемлемой частью договора перевозки, а является дополнительной возмездной услугой, но расчет стоимости услуги предварительной продажи билетов в междугородном и пригородном направлениях в ОГУП "Л" в сумме 20 руб. и 15 руб. соответственно произведен для покрытия расходов по содержанию автовокзала, а информация об услуге в соответствии с требованиями статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" в проездном билете отсутствует, что подтверждено проверкой управления Роспотребнадзора по Липецкой области, подтвердившей нарушение статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", и, согласно заявлению гражданина Ч., при покупке билета на автостанции "С" информацию об услуге предварительной продажи билетов он не получил. Кроме того, согласно п. п. 42, 43, 48 Постановления Правительства проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам, которые должны содержать обязательные реквизиты. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов. Билет должен содержать пояснения к реквизитам, содержащим сокращения, коды или условные обозначения. При недостатке места на билете указанные пояснения должны быть доведены до сведения пассажиров в любой доступной форме. При анализе билета, представленного Ч., выявлены нарушения п. 2 приложения № 1 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства, а именно: в билете отсутствует следующая информация: наименование, серия и номер билета, дата прибытия, время прибытия, содержатся сокращенные реквизиты без пояснений о них - "Пр", "Бг", "Км".
Комиссионный сбор за предварительную продажу билетов в междугородном и пригородном направлениях утвержден распоряжением ОГУП "Л" от 15.10.2008 № 78, время, когда начинается предварительная продажа билетов, и что входит в услугу по предварительной продаже билетов не установлено.
Приказом Липецкого УФАС России от 29.04.2010 № 97 ОАО "Л" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, с долей 100% по позиции код ОКВЭД 63.2 - прочая вспомогательная транспортная деятельность в границах города Липецка. На основании ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "Л" занимает доминирующее положение.
В силу статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются ущемление интересов других лиц.
Следовательно, ОГУП "Л", устанавливая комиссионный сбор за предварительную продажу билетов, необоснованно взимает денежные средства с пассажиров, приобретающих билеты за сутки до отправления автобуса, в сумме комиссионного сбора, так как пассажирами содержание автовокзала оплачено путем покупки билетов.
При этом, оплачивая комиссионный сбор, пассажир какую-либо услугу не получает, как то утверждает ОАО "Л", так как результатом услуги должно быть получение выгоды или удовлетворение потребностей пассажиров.
Таким образом, своими действиями путем установления комиссионного сбора, включаемого в стоимость билета с пассажиров за предварительную продажу билетов и направленного на содержание автовокзала, содержание которого уже заложено в стоимости билета посредством установления постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 10.10.2008 № 38/4 "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и провоз багажа автомобильным транспортом на пригородных, междугородных (внутриобластных и междугородных) маршрутах" тарифов на перевозки, ОАО "Л" совершает запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", чем ущемляет интересы пассажиров, приобретающих билеты на междугороднее и пригородное сообщение, в том числе и интересы гражданина Ч.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ОАО "Л", выразившегося в совершении действий по необоснованному увеличению стоимости проездных билетов на пригородных, междугородных (внутриобластных и междугородных) маршрутах путем взимания комиссионного сбора в размере 15 руб. в пригородном сообщении и 20 руб. в междугородном сообщении, результатом которых явилось ущемление интересов пассажиров, приобретающих билеты на междугороднее и пригородное сообщение, в том числе интересы гражданина Ч., которые несли необоснованные затраты по содержанию автовокзала, оплаченные ими при покупке билета.
2. Выдать ОАО "Л" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: не взимать комиссионный сбор за предварительную продажу билетов с пассажиров для проезда на пригородных, междугородных (внутриобластных и междугородных) маршрутах.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.





ПРЕДПИСАНИЕ
от 3 июня 2010 г. № 22

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Сешенова А.А. - руководителя Липецкого УФАС России,
членов Комиссии:
Черкашиной Л.А. - заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России,
Маргиева Р.Б. - главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России,
Ширковой О.А. - государственного инспектора отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФ АС России,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 3 июня 2010 года по делу № 22 о нарушении открытым акционерным обществом "Л" (<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
открытому акционерному обществу "Л" в срок до 25 июня 2010 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в совершении действий по необоснованному увеличению стоимости проездных билетов на пригородных, междугородных (внутриобластных и междугородных) маршрутах путем взимания комиссионного сбора в размере 15 руб. в пригородном сообщении и 20 руб. в междугородном сообщении, результатом которых явилось ущемление интересов пассажиров, приобретающих билеты на междугороднее и пригородное сообщение, в том числе интересы гражданина Ч., которые несли необоснованные затраты по содержанию автовокзала, оплаченные ими при покупке билета.
Открытому акционерному обществу "Л" в срок до 25 июня 2010 года совершить действия по прекращению нарушения антимонопольного законодательства: не взимать комиссионный сбор за предварительную продажу билетов с пассажиров для проезда на пригородных, междугородных (внутриобластных и междугородных) маршрутах.
О выполнении настоящего предписания открытому акционерному обществу "Л" сообщить в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания с приложением заверенных копий документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Липецкого УФАС РФ от 03.06.2010
<О нарушении организацией антимонопольного законодательства, выразившемся в совершении действий по необоснованному увеличению стоимости проездных билетов на пригородных, междугородных (внутриобластных и междугородных) маршрутах путем взимания комиссионного сбора>
(вместе с предписанием от 03.06.2010 № 22)

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru