Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2009 г. № Ф03-5961/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Суминой Г.А.,
судей: Трофимовой О.Н., Голикова В.М.,
при участии
от заявителя: ИП П. - предприниматель по паспорту;
от Думы Арсеньевского городского округа Приморского края - К., представитель по доверенности № 458 от 21.11.2009;
от главы Арсеньевского городского округа Приморского края - Ш., представитель по доверенности № 2374-15 от 02.11.2009;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Думы Арсеньевского городского округа
на решение от 11.09.2009
по делу № А51-6885/2009
Арбитражного суда Приморского края.
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи: О.В. Васенко, О.В. Голоузова, А.А. Фокина.
По заявлению индивидуального предпринимателя П.
к Думе Арсеньевского городского округа Приморского края, главе Арсеньевского городского округа
об оспаривании муниципального правового акта от 28.01.2009 № 02-МПА.

Индивидуальный предприниматель П. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Думе Арсеньевского городского округа Приморского края и главе Арсеньевского городского округа о признании недействующим полностью муниципального правового акта Арсеньевского городского округа Приморского края от 28.01.2009 № 02-МПА "О внесении дополнений в муниципальной правовой акт "Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела", принятого решением Думы Арсеньевского городского округа от 22.10.2008 № 222-МПА".
Решением суда от 11.09.2009 заявленные требования удовлетворены в части признания несоответствующим муниципального правового акта Арсеньевского городского округа от 28.10.2009 № 02-МПА "О внесении дополнений в муниципальной правовой акт "Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела", принятого решением Дума Арсеньевского городского округа от 22.10.2008 № 222-МПА" Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", и недействующим с момента принятия настоящего решения. В удовлетворении требований предпринимателя, заявленных к главе Арсеньевского городского округа, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Дума обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что поскольку данным муниципальным правовым актом не утверждены цены на Минимальный перечень ритуальных услуг, следовательно, права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены.
Дума Арсеньевского городского округа Приморского края в жалобе, ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устав Арсеньевского городского округа, полагает, что принятие общеобязательных правил по вопросам местного значения городского округа находится в компетенции Думы Арсеньевского городского округа. Также в соответствии с Конституцией РФ, в рамках предоставленных полномочий, закрепленных действующим законодательством, Дума обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, принимая общеобязательные правила по данным вопросам, исходя из собственных представлений о наиболее целесообразных подходах для создания условий, необходимых для жизнедеятельности населения городского округа.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителями Думы Арсеньевского городского округа Приморского края в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Предприниматель в отзыве и в судебном заседании кассационной инстанции против отмены решения суда возражает, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Глава Арсеньевского городского округа представил отзыв на кассационную жалобу, поддержанный представителем в судебном заседании, в котором просит судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывы на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Думы Арсеньевского городского округа от 17.12.2008 № 273-МПА принят муниципальный правовой акт "О внесении дополнений в муниципальный правовой акт "Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела", принятое решением Думы Арсеньевского городского округа от 22.10.2008 № 222-МПА".
Глава Арсеньевского городского округа письмом от 27.12.2008 № 3025-17 указанный муниципальный правовой акт отклонил и возвратил в Думу Арсеньевского городского округа в связи с его несоответствием действующему законодательству.
На основании пункта 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 28 Устава Арсеньевского городского округа оспариваемый муниципальный правовой акт повторно рассмотрен Думой. Решением Думы Арсеньевского городского округа от 21.01.2009 большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Думы города принят в ранее принятой редакции муниципальный правовой акт Арсеньевского городского округа № 02-МПА "О внесении дополнений в муниципальный правовой акт "Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела", принятый решением Думы Арсеньевского городского округа от 22.10.2008 № 222-МПА".
28.01.2009 данный муниципальный правовой акт подписан главой Арсеньевского городского округа.
Оспариваемый муниципальный правовой акт Арсеньевского городского округа Приморского края от 28.01.2009 № 02-МПА "О внесении дополнений в муниципальный правовой акт "Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела", принятый решением Думы Арсеньевского городского округа от 22.10.2008 № 222-МПА" опубликован в Арсеньевской городской общественно-политической газете "Восход", № 11 (9469) от 31.01.2009.
Пунктом 1 указанного нормативного правового акта внесены изменения в пункт 2.1.2 "Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела", в соответствии с которым определен Минимальный перечень ритуальных услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела. Также указанным правовым актом определено, что стоимость ритуальных услуг, входящих в указанный Минимальный перечень, разрабатывается администрацией городского округа и утверждается Думой Арсеньевского городского округа. При этом специализированная служба вправе оказывать дополнительные ритуальные услуги, выходящие за рамки вышеуказанного Минимального перечня, по ценам и тарифам, установленным самостоятельно.
09.02.2009 по результатам открытого аукциона на выполнение работ по содержанию и благоустройству территорий кладбищ Арсеньевского городского округа, проведенного администрацией Арсеньевского городского округа, победителем аукциона признан индивидуальный предприниматель Поляков Евгений Анатольевич.
24.02.2009 администрацией Арсеньевского городского округа с предпринимателем заключен муниципальный контракт № 9 на выполнение работ по содержанию и благоустройству территорий кладбищ Арсеньевского городского округа.
Постановлением главы Арсеньевского городского округа от 19.03.2009 № 99 индивидуальному предпринимателю П. присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Посчитав, что муниципальный правовой акт Арсеньевского городского округа Приморского края от 28.01.2009 № 02-МПА "О внесении дополнений в муниципальный правовой акт "Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела", принятый решением Думы Арсеньевского городского округа от 22.10.2008 № 222-МПА", не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Из указанной нормы следует, что установление тарифов на услуги хозяйствующих субъектов, не относящихся к муниципальным предприятиям и учреждениям, к полномочиям органов местного самоуправления не относится, за исключением случаев, прямо указанных в Федеральном законе.
Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе и подлежащих возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 указанного Федерального закона также предусмотрено установление органами местного самоуправления стоимости услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, и подлежащих ей возмещению.
Пунктом 3.2 муниципального правового акта Арсеньевского городского округа от 28.10.2008 № 224-МПА "Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Арсеньевского городского округа" установлено, что городские специализированные службы по вопросам похоронного дела, оказывающие услуги по приему заказов и заключению договоров на организацию похорон, обязаны обеспечить предоставление населению гарантированного перечня услуг по ценам и тарифам, утвержденным Думой городского округа.
Стоимость гарантированного перечня услуг по погребению установлена муниципальным правовым актом Арсеньевского городского округа от 01.12.2008 № 261-МПА "Стоимость гарантированного перечня услуг".
Стоимость услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, установлена муниципальным правовым актом Арсеньевского городского округа от 01.12.2008 № 260-МПА "Стоимость услуг по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего".
Таким образом, статьями 9 и 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" прямо установлено, что оказание услуг по гарантированному перечню и по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 12 данного Закона, осуществляют только специализированные службы по вопросам похоронного дела, а стоимость данных услуг, оказываемых на безвозмездной основе, определяется органами местного самоуправления с обязательным согласованием с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что во исполнение и в соответствии с данным Федеральным законом, а также Законом Приморского края от 23.12.2005 № 332-КЗ, органом местного самоуправления приняты муниципальные правовые акты Арсеньевского городского округа от 28.10.2008 № 224-МПА, от 01.12.2008 № 261-МПА и от 01.12.2008 № 260-МПА.
Установление органами местного самоуправления стоимости иных услуг, не входящих в гарантированный перечень услуг по погребению, Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не предусмотрено.
Между тем оспариваемым муниципальным правовым актом от 28.01.2009 № 02-МПА определен Минимальный перечень ритуальных услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, стоимость которых разрабатывается администрацией городского округа и утверждается Думой Арсеньевского городского округа, что не предусмотрено Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Кроме того, в Минимальный перечень включены в том числе и услуги, которые входят в гарантированный перечень услуг по погребению (предоставление гроба, перевозка умершего на кладбище, погребение), определение стоимости которых Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" отнесено к компетенции органов местного самоуправления, но с обязательным согласованием с соответствующими отделениями ПФР, ФСС РФ, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в то время как оспариваемым муниципальным правовым актом от 28.01.2009 № 02-МПА стоимость ритуальных услуг, определенных Минимальным перечнем, разрабатывается администрацией городского округа и утверждается Думой Арсеньевского городского округа без согласования с отделениями ПФР, ФСС РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что также противоречит Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Учитывая вышеизложенное, арбитражный сделал правомерный вывод о том, что, приняв оспариваемый муниципальный правовой акт, тем самым Дума Арсеньевского городского округа наделила себя полномочиями, которые не входят в ее компетенцию, что является недопустимым и нарушает требования Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что поскольку данным муниципальным правовым актом не утверждены цены на Минимальный перечень ритуальных услуг, следовательно, права и законные интересы в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности не нарушены, судом кассационной инстанции не принимается в силу следующего.
Оспариваемым муниципальным правовым актом определено, что стоимость ритуальных услуг, входящих в минимальный перечень, устанавливается только органом местного самоуправления.
Несмотря на то, что стоимость ритуальных услуг, входящих в Минимальный перечень, на момент рассмотрения заявления предпринимателя, органом местного самоуправления не установлена, оспариваемым нормативным правовым актом определена сама возможность установления стоимости данных ритуальных услуг только органом местного самоуправления, что уже само по себе нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку заявитель лишен права самостоятельно устанавливать цены на данные услуги, и в любой момент цены на Минимальный перечень ритуальных услуг могут быть разработаны и утверждены органом местного самоуправления.
Довод кассационной жалобы о том, что Дума обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, принимая общеобязательные правила по данным вопросам, исходя из собственных представлений о наиболее целесообразных подходах для создания условий, необходимых для жизнедеятельности населения городского округа, является недействительным, так как органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, противоречащие закону.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законом и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд, правильно применив нормы материального и процессуального права, правомерно признал не соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и недействующим с момента принятия настоящего решения муниципальный правовой акт Арсеньевского городского округа от 28.10.2009 № 02-МПА "О внесении дополнений в муниципальной правовой акт "Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела", принятый решением Думы Арсеньевского городского округа от 22.10.2008 № 222-МПА".
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Приморского края от 11.09.2009 по делу № А51-6885/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья:
Г.А.СУМИНА

Судьи:
О.Н.ТРОФИМОВА
В.М.ГОЛИКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.11.2009 № Ф03-5961/2009
<Об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Приморского края от 11.09.2009 о признании недействующим муниципального правового акта Арсеньевского городского округа от 28.01.2009 № 02-МПА "О внесении дополнений в муниципальный правовой акт "Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru