АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 октября 2009 г. по делу № А33-14062/2009
Резолютивная часть решения объявлена 6 октября 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
об оспаривании решения и предписания от 04.08.2009 № 264-10-09,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Сфера",
при участии:
представителей заявителя: Баландюка Д.Р, действующего на основании доверенности от 28.10.2008,
Корсун Т.А, действующей на основании доверенности от 09.09.2009 № 34 (до перерыва),
представителя ответчика: Корнеевой М.В, действующей на основании доверенности от 02.02.2009 № 13,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Гребенщикова В.Ю., действующего на основании доверенности от 01.09.2009,
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.М. Чурилиной,
установил:
закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю об оспаривании решения и предписания от 04.08.2009 № 264-10-09.
Заявление принято к производству суда. Определением от 19.08.2009 возбуждено производство по делу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 часов 00 минут 29.09.2009 до 15 часов 00 минут 06.10.2009. По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: 660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 143, кабинет 21.
В судебном заседании представитель закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" представил суду ходатайство о привлечении в качестве третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" в связи с тем, что оспариваемые решение и предписание приняты Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на основании заключения общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" о возможности подключения к сетям водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд определил отказать в его удовлетворении, в связи с тем, что заявителем не представлены доказательства, не заявлены доводы, подтверждающие, что решение арбитражного суда по данному делу может повлиять на права и обязанности общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс".
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.07.1992 администрацией Кировского района г. Красноярска. Запись об обществе внесена в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Красноярска 07.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022401942485.
Согласно уставу общества его местонахождение: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289.
Между закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ от 24.05.2006 № 23/382, предметом которого являются обязательства сторон по отпуску питьевой воды из системы городского водопровода и приему (сбросу) сточных вод в городскую канализацию.
Пунктом 3.2.2 договора определено, что общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" по вопросам технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации обязано обеспечивать эксплуатацию в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, а также обеспечивать исправность оборудования и приборов, связанных с потреблением питьевой воды и сбросом сточных вод.
Согласно акту раздела границ обслуживания водопроводно-канализационных сетей от абонента по ул. Семафорная, 289 от 11.03.2001 сети водопровода от стены здания Т.1 (ПТУ-23); от Т2 до здания клуба; от здания фабрики закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" до ВК-1, подключенные от городских сетей; сети канализации от КК-15 и КК-19 до КК-20; от КК-1 до КК-10 (с врезкой в городские сети); канализационные колодцы КК-1-9; КК-15-19 находятся на обслуживании у закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря".
По водохозяйственному балансу закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" на 2009 год общество с ограниченной ответственностью "Сфера" и иные хозяйствующие субъекты являются субабонентами закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря".
В соответствии с пунктом 1.4 устава общества с ограниченной ответственностью "Сфера" его местонахождение: 660025, г. Красноярск, ул. Семафорная, 289.
Между закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" и обществом с ограниченной ответственностью "Сфера" заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ предметом которого являются обязательства сторон по отпуску питьевой воды из системы водопровода и приему (сбросу) сточных вод в систему канализации. Согласно пункту 9.1. договора начало действия договора 22.12.2008, окончание - 22.12.2009.
Письмом от 23.01.2008 № 47 закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" с просьбой запросить технические условия на самостоятельное водоснабжение и канализирование в срок до 01.04.2008 и сообщило о прекращении подачи холодной воды при невыполнении указанных условий.
При этом, закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" о том, что оно не возражает против подключения отдельного выпуска канализации из помещения общества в сети закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" с возможным строительством канализационного колодца, с врезанием трубопровода холодной воды до прибора учета расходов воды, получением технических условий у общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (письмо от 05.02.2008 № 125).
Письмом от 03.04.2008 закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" о необходимости заключения прямых договоров с организациями, предоставляющими коммунальные услуги по водоснабжению и подключению к коммунальным сетям; уведомило общество о расторжении договора о возмещении затрат на коммунальные услуги и техническое обслуживание инженерных сетей от 01.10.2007 в одностороннем порядке с 05.05.2008 в связи с неподписанием дополнительного соглашения к указанному договору от 01.03.2008.
Письмом от 11.04.2008 № 431 закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" уведомило общество с ограниченной ответственностью "Сфера" о прекращении подачи холодной воды с 01.05.2008 в связи с тем, что обществом с ограниченной ответственностью "Сфера" не запрошены технические условия на самостоятельное водоснабжение в обществе с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" и не составлен акт балансовой принадлежности.
Общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" о необходимости предоставления согласования на подключение к сетям водопровода и канализации от балансодержателя сетей - закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" (письмо от 14.04.2008 № утр-2/321).
Письмом от 21.04.2008 общество с ограниченной ответственностью "Сфера" уведомило закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" об истребовании у общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" технических условий 05.02.2008 и обратилось с просьбой согласовать подключение к сетям водопровода и канализации для повторного рассмотрения заявки на получение технических условий в обществе с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс".
Письмом от 12.05.2008 № 537 закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Сфера", что для самостоятельного подключения к сетям водопровода и канализации согласование от закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" не требуется в связи с его отказом на осуществление врезки в свои водопроводно-канализационные сети; о необходимости получения согласования от общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс"; о решении вопроса по самостоятельному заключению договоров с обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" на водоснабжение и канализирование; о прекращении с 01.09.2008 водоснабжения и канализирования через сети закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря".
С письмом, полученным обществом с ограниченной ответственностью "Сфера" 14.01.2009, закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" направило обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" соглашение о расторжении договора о возмещении затрат на коммунальные услуги и техническое обслуживание инженерных сетей от 01.10.2007 в связи с изменением существенных условий договора.
Уведомлением от 24.04.2009 № 497 "О расторжении договора" закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" уведомило общество с ограниченной ответственностью "Сфера" о намерении расторгнуть договор в соответствии с пунктом 4.3 договора и о прекращении отпуска питьевой воды и приема сточных вод и загрязняющих веществ с 25.05.2009.
25 мая 2009 года закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" прекратило водоснабжение и водоотведение объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера", о чем свидетельствует акт от 25.05.2009, составленный обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс".
В связи с прекращением водоснабжения и водоотведения объекта, общество с ограниченной ответственностью "Сфера" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с жалобой на действия закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря", выразившиеся в одностороннем расторжении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ, а также прекращении водоснабжения объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера", расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289, помещение 29.
На основании указанного заявления Красноярским Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю возбуждено дело № 264-10-09 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 04.08.2009 № 264-10-09 действия закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря", выразившиеся в необоснованном одностороннем расторжении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ и прекращении водоснабжения и водоотведения объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера", признаны нарушившими требования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании указанного решения закрытому акционерному обществу "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства от 04.08.2009 № 264-10-09, в соответствии с которым обществу надлежало в срок до 17.08.2009 возобновить водоснабжение и водоотведение помещения № 29, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" в здании, расположенном по адресу: 660025, г. Красноярск, ул. Семафорная, 289.
Несогласие заявителя с вышеуказанными решением и предписанием послужило основанием его обращения в Арбитражный суд Красноярского края.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий:
- несоответствие акта закону либо иному нормативному правовому акту;
- нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обжалуемым решением действия заявителя признаны нарушающим требования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен общий запрет злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Согласно части 1 названной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выполняет, в том числе функции по выявлению нарушения антимонопольного законодательства, принятию мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечению к ответственности за такие нарушения.
Для осуществления указанных функций согласно статье 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган, в том числе возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Таким образом, решение от 04.08.2009 № 264-10-09 и предписание от 04.08.2009 № 264-10-09 вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленной ему законом компетенции.
Суд полагает, что оспариваемые акты антимонопольного органа соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Следовательно, для признания хозяйствующего субъекта, нарушившим статью 10 указанного Закона, необходимо установить доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке и наступление (угрозу наступления) в результате действий хозяйствующего субъекта ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Приведенное определение связывает установление факта доминирующего поведения лица с конкретными товаром и товарным рынком.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Поставляемый закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" товар антимонопольным органом определен как транспортировка воды (часть технологического процесса водоснабжения) субабонентам, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289. Географические границы товарного рынка услуг по транспортировке воды определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют технологическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.
Из аналитического отчета "Определение положения закрытого акционерного общества Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" на рынке по транспортировке воды" от 20.07.2009 следует, что доля закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" на рынке транспортировки воды в исследуемых географических границах водоснабжения за исследуемый период времени составила 100 процентов.
Следовательно, закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" занимает доминирующее положение на товарном рынке по транспортировке воды на объект общества с ограниченной ответственностью "Сфера", расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289, помещение 29.
Суд считает правомерным вывод антимонопольного органа о наличии в действиях заявителя, выразившихся в необоснованном одностороннем расторжении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ и прекращение закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" водоснабжения и водоотведения объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера", нарушения требований статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" на основании следующего.
Из материалов дела следует, что закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" на основании договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ" от 24.05.2006 № 23/382 осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в здании по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289.
Водоснабжение и водоотведение нежилого помещения № 29 общества с ограниченной ответственностью "Сфера", расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289, осуществлялось от сетей закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря".
Согласно акту от 25.05.2009, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", водоснабжение и водоотведение объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера" прекращено закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" с 25 мая 2009 года.
В соответствии с пунктом 4.3 договора с обществом с ограниченной ответственностью "Сфера" закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" имеет право расторгнуть договорные отношения в одностороннем порядке, уведомив об этом абонента за 30 календарных дней.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Заключенный между закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" и обществом с ограниченной ответственностью "Сфера" договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ относится к публичному договору.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее по тексту - Правил).
В соответствии с пунктом 1 Правил "абонент" - юридическое лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом; "субабонент" - лицо, названное в понятии "абонент" настоящих Правил, получающее по договору с абонентом питьевую воду из водопроводных сетей и (или) сбрасывающее сточные воды в канализационные сети абонента организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 11 Правил отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 82 Правил определено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод, предварительно уведомив абонента в случаях резкого ухудшение качества воды в источнике питьевого водоснабжения; получения предписания или решения местных служб госсанэпиднадзора; самовольного пользования системами коммунального водоснабжения и (или) канализации; попадания не разрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии; устранения последствий аварии на системах коммунального водоснабжения и канализации; аварийного или неудовлетворительного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента; проведения работ по присоединению новых абонентов в сроки, согласованные с указанными органами; планово-предупредительного ремонта.
Согласно подпункту 1 пункта 83 Правил основанием для прекращения или ограничения организацией водопроводно-канализационного хозяйства отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод может являться неуплата абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод.
Из анализа данных норм следует, что одностороннее расторжение договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ возможно при наличии неудовлетворительного состояния энергетических установок абонента, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, угрожающего аварией, или создающего угрозу жизни и безопасности граждан либо неуплаты абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод.
Как следует из материалов дела, доказательства, подтверждающие неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, угрожающее аварией или создающее угрозы жизни и безопасности граждан, заявителем комиссии антимонопольного органа не представлены.
Задолженность общества с ограниченной ответственностью "Сфера" перед закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.08.2009 отсутствует.
По пункту 88 Правил абонент обязан предоставлять субабонентам возможность присоединения к своим сетям, сооружениям и устройствам только при наличии согласования с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Из материалов дела (в том числе справки общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" от 09.07.2009 № 4178) следует, что технологической и технической возможности присоединения объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера" к иному источнику водоснабжения и водоотведения, помимо закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" без временных и материальных затрат не имеется.
Согласно локальному сметному расчету на водоснабжение и канализование помещений общества с ограниченной ответственностью "Сфера" стоимость работ по присоединению объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера" к иному источнику водоснабжения и водоотведения составляет 325 149,19 рублей.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что действия заявителя, выразившиеся в необоснованном одностороннем расторжении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ и прекращении водоснабжения и водоотведения объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера" правомерно расценены антимонопольным органом в качестве нарушающих часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доводы заявителя об отсутствии доминирующего положения закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" на рынке транспортировки воды по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289 и о возможности водоснабжения и водоотведения помещения общества с ограниченной ответственностью "Сфера" от других источников, помимо сетей заявителя, рассмотрены арбитражным судом и отклонены, как несоответствующие материалам дела.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, выданное заявителю предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства от 04.08.2009 № 264-10-09, в соответствии с которым обществу надлежало в срок до 17.08.2009 возобновить водоснабжение и водоотведение помещения № 29 общества с ограниченной ответственностью "Сфера" в здании, расположенном по адресу: 660025, г. Красноярск, ул. Семафорная, 289, не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря".
С учетом изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
Отказать закрытому акционерному обществу "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" в удовлетворении заявления от 17.08.2009 о признании недействительными решения № 264-10-09 от 04.08.2009 и предписания № 264-10-09 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 04.08.2009 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.М.ЧУРИЛИНА