Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 октября 2009 г. по делу № А33-14062/2009

Резолютивная часть решения объявлена 6 октября 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
об оспаривании решения и предписания от 04.08.2009 № 264-10-09,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Сфера",
при участии:
представителей заявителя: Баландюка Д.Р, действующего на основании доверенности от 28.10.2008,
Корсун Т.А, действующей на основании доверенности от 09.09.2009 № 34 (до перерыва),
представителя ответчика: Корнеевой М.В, действующей на основании доверенности от 02.02.2009 № 13,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Гребенщикова В.Ю., действующего на основании доверенности от 01.09.2009,
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.М. Чурилиной,

установил:

закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю об оспаривании решения и предписания от 04.08.2009 № 264-10-09.
Заявление принято к производству суда. Определением от 19.08.2009 возбуждено производство по делу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 часов 00 минут 29.09.2009 до 15 часов 00 минут 06.10.2009. По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: 660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 143, кабинет 21.
В судебном заседании представитель закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" представил суду ходатайство о привлечении в качестве третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" в связи с тем, что оспариваемые решение и предписание приняты Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на основании заключения общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" о возможности подключения к сетям водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд определил отказать в его удовлетворении, в связи с тем, что заявителем не представлены доказательства, не заявлены доводы, подтверждающие, что решение арбитражного суда по данному делу может повлиять на права и обязанности общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс".
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.07.1992 администрацией Кировского района г. Красноярска. Запись об обществе внесена в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Красноярска 07.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022401942485.
Согласно уставу общества его местонахождение: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289.
Между закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ от 24.05.2006 № 23/382, предметом которого являются обязательства сторон по отпуску питьевой воды из системы городского водопровода и приему (сбросу) сточных вод в городскую канализацию.
Пунктом 3.2.2 договора определено, что общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" по вопросам технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации обязано обеспечивать эксплуатацию в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, а также обеспечивать исправность оборудования и приборов, связанных с потреблением питьевой воды и сбросом сточных вод.
Согласно акту раздела границ обслуживания водопроводно-канализационных сетей от абонента по ул. Семафорная, 289 от 11.03.2001 сети водопровода от стены здания Т.1 (ПТУ-23); от Т2 до здания клуба; от здания фабрики закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" до ВК-1, подключенные от городских сетей; сети канализации от КК-15 и КК-19 до КК-20; от КК-1 до КК-10 (с врезкой в городские сети); канализационные колодцы КК-1-9; КК-15-19 находятся на обслуживании у закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря".
По водохозяйственному балансу закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" на 2009 год общество с ограниченной ответственностью "Сфера" и иные хозяйствующие субъекты являются субабонентами закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря".
В соответствии с пунктом 1.4 устава общества с ограниченной ответственностью "Сфера" его местонахождение: 660025, г. Красноярск, ул. Семафорная, 289.
Между закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" и обществом с ограниченной ответственностью "Сфера" заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ предметом которого являются обязательства сторон по отпуску питьевой воды из системы водопровода и приему (сбросу) сточных вод в систему канализации. Согласно пункту 9.1. договора начало действия договора 22.12.2008, окончание - 22.12.2009.
Письмом от 23.01.2008 № 47 закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" с просьбой запросить технические условия на самостоятельное водоснабжение и канализирование в срок до 01.04.2008 и сообщило о прекращении подачи холодной воды при невыполнении указанных условий.
При этом, закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" о том, что оно не возражает против подключения отдельного выпуска канализации из помещения общества в сети закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" с возможным строительством канализационного колодца, с врезанием трубопровода холодной воды до прибора учета расходов воды, получением технических условий у общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (письмо от 05.02.2008 № 125).
Письмом от 03.04.2008 закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" о необходимости заключения прямых договоров с организациями, предоставляющими коммунальные услуги по водоснабжению и подключению к коммунальным сетям; уведомило общество о расторжении договора о возмещении затрат на коммунальные услуги и техническое обслуживание инженерных сетей от 01.10.2007 в одностороннем порядке с 05.05.2008 в связи с неподписанием дополнительного соглашения к указанному договору от 01.03.2008.
Письмом от 11.04.2008 № 431 закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" уведомило общество с ограниченной ответственностью "Сфера" о прекращении подачи холодной воды с 01.05.2008 в связи с тем, что обществом с ограниченной ответственностью "Сфера" не запрошены технические условия на самостоятельное водоснабжение в обществе с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" и не составлен акт балансовой принадлежности.
Общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" о необходимости предоставления согласования на подключение к сетям водопровода и канализации от балансодержателя сетей - закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" (письмо от 14.04.2008 № утр-2/321).
Письмом от 21.04.2008 общество с ограниченной ответственностью "Сфера" уведомило закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" об истребовании у общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" технических условий 05.02.2008 и обратилось с просьбой согласовать подключение к сетям водопровода и канализации для повторного рассмотрения заявки на получение технических условий в обществе с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс".
Письмом от 12.05.2008 № 537 закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Сфера", что для самостоятельного подключения к сетям водопровода и канализации согласование от закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" не требуется в связи с его отказом на осуществление врезки в свои водопроводно-канализационные сети; о необходимости получения согласования от общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс"; о решении вопроса по самостоятельному заключению договоров с обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" на водоснабжение и канализирование; о прекращении с 01.09.2008 водоснабжения и канализирования через сети закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря".
С письмом, полученным обществом с ограниченной ответственностью "Сфера" 14.01.2009, закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" направило обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" соглашение о расторжении договора о возмещении затрат на коммунальные услуги и техническое обслуживание инженерных сетей от 01.10.2007 в связи с изменением существенных условий договора.
Уведомлением от 24.04.2009 № 497 "О расторжении договора" закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" уведомило общество с ограниченной ответственностью "Сфера" о намерении расторгнуть договор в соответствии с пунктом 4.3 договора и о прекращении отпуска питьевой воды и приема сточных вод и загрязняющих веществ с 25.05.2009.
25 мая 2009 года закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" прекратило водоснабжение и водоотведение объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера", о чем свидетельствует акт от 25.05.2009, составленный обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс".
В связи с прекращением водоснабжения и водоотведения объекта, общество с ограниченной ответственностью "Сфера" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с жалобой на действия закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря", выразившиеся в одностороннем расторжении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ, а также прекращении водоснабжения объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера", расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289, помещение 29.
На основании указанного заявления Красноярским Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю возбуждено дело № 264-10-09 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 04.08.2009 № 264-10-09 действия закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря", выразившиеся в необоснованном одностороннем расторжении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ и прекращении водоснабжения и водоотведения объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера", признаны нарушившими требования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании указанного решения закрытому акционерному обществу "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства от 04.08.2009 № 264-10-09, в соответствии с которым обществу надлежало в срок до 17.08.2009 возобновить водоснабжение и водоотведение помещения № 29, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" в здании, расположенном по адресу: 660025, г. Красноярск, ул. Семафорная, 289.
Несогласие заявителя с вышеуказанными решением и предписанием послужило основанием его обращения в Арбитражный суд Красноярского края.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий:
- несоответствие акта закону либо иному нормативному правовому акту;
- нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обжалуемым решением действия заявителя признаны нарушающим требования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен общий запрет злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Согласно части 1 названной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выполняет, в том числе функции по выявлению нарушения антимонопольного законодательства, принятию мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечению к ответственности за такие нарушения.
Для осуществления указанных функций согласно статье 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган, в том числе возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Таким образом, решение от 04.08.2009 № 264-10-09 и предписание от 04.08.2009 № 264-10-09 вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленной ему законом компетенции.
Суд полагает, что оспариваемые акты антимонопольного органа соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Следовательно, для признания хозяйствующего субъекта, нарушившим статью 10 указанного Закона, необходимо установить доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке и наступление (угрозу наступления) в результате действий хозяйствующего субъекта ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Приведенное определение связывает установление факта доминирующего поведения лица с конкретными товаром и товарным рынком.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Поставляемый закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" товар антимонопольным органом определен как транспортировка воды (часть технологического процесса водоснабжения) субабонентам, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289. Географические границы товарного рынка услуг по транспортировке воды определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют технологическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.
Из аналитического отчета "Определение положения закрытого акционерного общества Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" на рынке по транспортировке воды" от 20.07.2009 следует, что доля закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" на рынке транспортировки воды в исследуемых географических границах водоснабжения за исследуемый период времени составила 100 процентов.
Следовательно, закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" занимает доминирующее положение на товарном рынке по транспортировке воды на объект общества с ограниченной ответственностью "Сфера", расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289, помещение 29.
Суд считает правомерным вывод антимонопольного органа о наличии в действиях заявителя, выразившихся в необоснованном одностороннем расторжении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ и прекращение закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" водоснабжения и водоотведения объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера", нарушения требований статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" на основании следующего.
Из материалов дела следует, что закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" на основании договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ" от 24.05.2006 № 23/382 осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в здании по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289.
Водоснабжение и водоотведение нежилого помещения № 29 общества с ограниченной ответственностью "Сфера", расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289, осуществлялось от сетей закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря".
Согласно акту от 25.05.2009, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", водоснабжение и водоотведение объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера" прекращено закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" с 25 мая 2009 года.
В соответствии с пунктом 4.3 договора с обществом с ограниченной ответственностью "Сфера" закрытое акционерное общество "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" имеет право расторгнуть договорные отношения в одностороннем порядке, уведомив об этом абонента за 30 календарных дней.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Заключенный между закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" и обществом с ограниченной ответственностью "Сфера" договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ относится к публичному договору.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее по тексту - Правил).
В соответствии с пунктом 1 Правил "абонент" - юридическое лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом; "субабонент" - лицо, названное в понятии "абонент" настоящих Правил, получающее по договору с абонентом питьевую воду из водопроводных сетей и (или) сбрасывающее сточные воды в канализационные сети абонента организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 11 Правил отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 82 Правил определено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод, предварительно уведомив абонента в случаях резкого ухудшение качества воды в источнике питьевого водоснабжения; получения предписания или решения местных служб госсанэпиднадзора; самовольного пользования системами коммунального водоснабжения и (или) канализации; попадания не разрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии; устранения последствий аварии на системах коммунального водоснабжения и канализации; аварийного или неудовлетворительного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента; проведения работ по присоединению новых абонентов в сроки, согласованные с указанными органами; планово-предупредительного ремонта.
Согласно подпункту 1 пункта 83 Правил основанием для прекращения или ограничения организацией водопроводно-канализационного хозяйства отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод может являться неуплата абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод.
Из анализа данных норм следует, что одностороннее расторжение договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ возможно при наличии неудовлетворительного состояния энергетических установок абонента, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, угрожающего аварией, или создающего угрозу жизни и безопасности граждан либо неуплаты абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод.
Как следует из материалов дела, доказательства, подтверждающие неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, угрожающее аварией или создающее угрозы жизни и безопасности граждан, заявителем комиссии антимонопольного органа не представлены.
Задолженность общества с ограниченной ответственностью "Сфера" перед закрытым акционерным обществом "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.08.2009 отсутствует.
По пункту 88 Правил абонент обязан предоставлять субабонентам возможность присоединения к своим сетям, сооружениям и устройствам только при наличии согласования с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Из материалов дела (в том числе справки общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" от 09.07.2009 № 4178) следует, что технологической и технической возможности присоединения объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера" к иному источнику водоснабжения и водоотведения, помимо закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" без временных и материальных затрат не имеется.
Согласно локальному сметному расчету на водоснабжение и канализование помещений общества с ограниченной ответственностью "Сфера" стоимость работ по присоединению объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера" к иному источнику водоснабжения и водоотведения составляет 325 149,19 рублей.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что действия заявителя, выразившиеся в необоснованном одностороннем расторжении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ и прекращении водоснабжения и водоотведения объекта общества с ограниченной ответственностью "Сфера" правомерно расценены антимонопольным органом в качестве нарушающих часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доводы заявителя об отсутствии доминирующего положения закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" на рынке транспортировки воды по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 289 и о возможности водоснабжения и водоотведения помещения общества с ограниченной ответственностью "Сфера" от других источников, помимо сетей заявителя, рассмотрены арбитражным судом и отклонены, как несоответствующие материалам дела.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, выданное заявителю предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства от 04.08.2009 № 264-10-09, в соответствии с которым обществу надлежало в срок до 17.08.2009 возобновить водоснабжение и водоотведение помещения № 29 общества с ограниченной ответственностью "Сфера" в здании, расположенном по адресу: 660025, г. Красноярск, ул. Семафорная, 289, не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы закрытого акционерного общества "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря".
С учетом изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать закрытому акционерному обществу "Красноярское промышленно-торговое швейное объединение "Заря" в удовлетворении заявления от 17.08.2009 о признании недействительными решения № 264-10-09 от 04.08.2009 и предписания № 264-10-09 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 04.08.2009 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ЧУРИЛИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2010 по делу № А33-14062/2009 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 по делу № А33-14062/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13.10.2009 по делу № А33-14062/2009
<Действия заявителя, выразившиеся в необоснованном одностороннем расторжении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ и прекращении водоснабжения и водоотведения объекта, являются нарушением законодательства о защите конкуренции>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru