Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 января 2011 года

Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
при секретаре О.А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Н.И. к районному Собранию Ершовского муниципального района Саратовской области третьего созыва о признании неправомочным состава представительного органа,

установил:

К.Н.И., житель Ершовского района Саратовской области, обратился в суд с заявлением о признании неправомочным состава депутатов представительного органа местного самоуправления - районного Собрания Ершовского муниципального района Саратовской области третьего созыва (далее - Собрание, районное Собрание), указывая на то, что в соответствии со ст. 21 Устава Ершовского муниципального района, представительный орган муниципального района - районное собрание Ершовского муниципального района состоит из семнадцати депутатов, избираемых населением муниципального района на муниципальных выборах сроком на 5 лет. В январе 2010 года два депутата К.М.В., К.С.В. сложили свои полномочия в связи с переходом на муниципальную службу, в ноябре 2010 года четыре избранных депутата районного собрания Ершовского муниципального района Саратовской области Б.Н.И., Г.Н.И., К.Н.А., К.С.М. подали заявления о сложении депутатских полномочий по собственному желанию. Тем самым, досрочно прекращены полномочия шести депутатов из семнадцати, в связи с чем численность районного собрания составила одиннадцать депутатов из семнадцати, что, по мнению заявителя, составляет менее двух третей от численности депутатов представительного органа.
В судебном заседании заявитель К.Н.И. поддержал заявленные требования в полном объеме и дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в его заявлении.
Представители районного Собрания Ершовского муниципального района Саратовской области О.С.Б. и Ф.Р.А. в судебном заседании поддержали свои письменные возражения и пояснили, что, по их мнению, полномочия представительного органа могут быть прекращены в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 73, п. 16 ст. 35 Федерального Закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанные перечни являются исчерпывающими, и ни один из них не предусматривает указанных заявителем оснований. По мнению представителей ответчика, заявленные требования также противоречат арифметическим расчетам, так как две трети состава собрания составляет одиннадцать человек при применении арифметического правила округления дробного числа меньшего 0,5 в сторону уменьшения. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 24 Устава Ершовского муниципального района Саратовской области, полномочия депутатов К.С.М., К.Н.А., Г.Н.И., Б.Н.И. не прекращены, так как решение по данному вопросу районное собрание не принимало. Полагают, что депутатами К.С.М., К.Н.А., Г.Н.И. не соблюдена процедура прекращения полномочий, так как заявления о сложении полномочий в районное Собрание от их имени были переданы другим лицом - депутатом Б.Н.И., не имеющей соответствующей доверенности, а текст заявления от имени Г.Н.И. написан не им лично. Прекращение полномочий депутатов К.М.В. и К.С.В. стороной ответчика не оспаривается.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены К.С.М., К.Н.А., Г.Н.И., Б.Н.И.
Б.Н.И. в судебном заседании пояснила, что она поддерживает свое заявление от 26 ноября 2010 года о сложении полномочий депутата районного Собрания Ершовского муниципального района Саратовской области третьего созыва. Данное решение было принято ею и депутатами К.С.М., К.Н.А., Г.Н.И. окончательно 26 ноября 2010 года, о чем ими были написаны заявления, которые аппарат Собрания отказался принимать, в связи с чем по поручению указанных депутатов она передала заявления в Территориальную избирательную комиссию, а также 29 ноября 2010 года в аппарат Собрания. После подачи заявлений о сложении полномочий ни она, ни К.С.М., К.Н.А. и Г.Н.И. в работе собрания участия не принимали. Решение о сложении полномочий ими было принято добровольно и осознанно, после чего на них оказывалось давление со стороны руководства района с целью изменения их волеизъявления, но оно осталось прежним.
К.С.М., К.Н.А. и Г.Н.И. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. При этом в адрес суда ими направлены нотариально заверенные заявления от 11 января 2011 года, в которых они подтвердили свою волю по сложению полномочий депутатов районного Собрания Ершовского муниципального района Саратовской области третьего созыва, изложенную в заявлениях от 26 ноября 2010 года.
В судебном заседании представителями ответчика было сделано заявление о том, что утром 14 января 2011 года К.Н.А. отозвала свое заявление о сложении полномочий депутата, в связи с чем судом был направлен запрос в районное Собрание Ершовского муниципального района Саратовской области. Также судом повторно была извещена К.Н.А., которая подтвердила свое заявление от 26 ноября 2010 года о сложении полномочий депутата, о чем в деле имеется телефонограмма и письменное заявление К.Н.А. от 14 января 2011 года, удостоверенное нотариусом. Из районного Собрания Ершовского муниципального района Саратовской области письменного подтверждения обратного не поступило.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд находит исковые требования К.Н.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Территориальной избирательной комиссии Ершовского района Саратовской области № 38 от 13 марта 2006 года признаны состоявшимися и действительными выборы депутатов районного Собрания Ершовского муниципального района 12 марта 2006 года, и установлено, что депутатами районного Собрания избраны К.С.М., К.М.В., М.А.Г., Ф.Л.Р., К.Н.А., К.С.В., Б.Н.А., П.В.П., Р.Ф.М., Г.Н.И., С.В.В., М.Е.В., Ш.Ю.Я., Б.Н.И., О.Г.И.
Решением Территориальной избирательной комиссии Ершовского района Саратовской области № 60 от 08 октября 2006 года признаны состоявшимися и действительными выборы депутатов районного Собрания Ершовского муниципального района 08 октября 2006 года, и установлено, что депутатами районного Собрания избраны Г.В.А. и Б.А.Г.
В силу частей 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
В соответствии со статьей 21 Устава Ершовского муниципального района Саратовской области - представительный орган местного самоуправления - районное Собрание Ершовского муниципального района - состоит из 17 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах сроком на 5 лет.
Срок полномочий районного Собрания начинается со дня избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов и прекращается со дня начала работы районного Собрания нового созыва.
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Устава Ершовского муниципального района Саратовской области предусмотрено, что полномочия районного Собрания могут быть прекращены в случае вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов Собрания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Полномочия депутата Собрания прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию (пункт 2 части 4 статьи 24 Устава).
Судом установлено на основании имеющихся в деле документов и не оспаривается сторонами, что действующее районное Собрание Ершовского муниципального района Саратовской области третьего созыва сформировано на муниципальных выборах в составе 17 депутатов.
Также суд находит установленным, что к моменту обращения К.Н.И. в суд с соответствующими требованиями и рассмотрения дела по существу Собрание осуществляет свои полномочия в составе 11 депутатов, полномочия 6 депутатов были прекращены по различным основаниям.
Представителями Собрания не оспаривается, что были прекращены полномочия депутатов К.М.В. (решение Собрания от 21.01.2010 г.), К.С.В. (решение Собрания от 18.02.2010 г.), а также Б.Н.И., которая лично обратилась с заявлением о сложении полномочий депутата по собственному желанию в аппарат Собрания 29 ноября 2010 года.
Суд также считает установленным, что у депутатов К.С.М., К.Н.А. и Г.Н.И. наступили основания для досрочного прекращения полномочий, предусмотренные законом, при выражении своего волеизъявления о сложении полномочий в виде заявлений, адресованных как районному Собранию, так и в территориальную избирательную комиссию Ершовского муниципального района, что следует расценивать как отставку по собственному желанию. Такое волеизъявление было подтверждено указанными лицами и в заявлениях, адресованных суду. Кроме того, представителями ответчика в судебном заседании было подтверждено, что указанные депутаты не принимают участие в работе Собрания и не явились на три последних заседания, что судом расценивается как реализация их заявлений об отставке. При этом суд исходит из того, что сложение полномочий по собственному желанию является добровольным волеизъявлением депутата и не может ставиться в зависимость от принятия какого-либо решения представительным органом.
Не может быть принят во внимание довод представителей районного Собрания о том, что К.С.М., К.Н.А. и Г.Н.И. не была соблюдена процедура сложения полномочий депутата по собственному желанию по следующим основаниям.
Исполнение текста заявления о сложении полномочий от имени Г.Н.И. другим лицом при наличии его не оспоренной подписи, а также фактическая передача его заявления, заявлений К.С.М. и К.Н.А. в аппарат Собрания и Территориальную избирательную комиссию Б.Н.И. без доверенности, отсутствие их регистрации в журнале входящей корреспонденции Собрания, не являются нарушениями процедуры сложения полномочий, так как такая процедура каким-либо нормативным или подзаконным актом не определена. Значимым обстоятельством является наличие волеизъявления депутатов на прекращение их полномочий по собственному желанию, которое судом достоверно установлено.
Имеющийся в деле ответ председателя Собрания от 14 января 2011 года на запрос суда относительно отзыва заявления о сложении полномочий К.Н.А. не влияет на выводы суда. Из текста сообщения следует, что 10 декабря 2010 года К.Н.А. после беседы с главой района Ш.Ю.Я. забрала свое заявление. Между тем, в нотариально удостоверенных заявлениях от 11 января и 14 января 2011 года, адресованных суду, К.Н.А. поддержала заявление от 26 ноября 2010 года об отставке по собственному желанию, что и принято судом во внимание при разрешении спора.
Не имеет правового обоснования и довод представителей Собрания о том, что до принятия решения о прекращении полномочий депутатов они являются действующими.
В соответствии со ст. 44 ФЗ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основания и порядок прекращения полномочий депутатов представительного органа подлежат закреплению в Уставе муниципального образования. Между тем, Устав Ершовского муниципального района Саратовской области данный вопрос не регламентирует. Кроме того, сложение полномочий является техническим оформлением отставки депутата и лишь закрепляет отставку при наличии наступивших оснований, перечисленных в законе.
В соответствии с п. 3 ст. 43 данного Федерального закона представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Решение о досрочном прекращении полномочий не устанавливает никаких правил, обязательных для исполнения на территории муниципального образования, и относится к вопросам организации деятельности представительного органа, в связи с чем не требует голосования депутатов.
Неправомочность представительного органа при разрешении настоящего спора в зависимость не может быть поставлена от формального закрепления отставки депутатов, сложивших полномочия, т.к. основания досрочного прекращения полномочий, предусмотренные законом, фактически наступили. Так как депутаты К.С.М., К.Н.А., Г.Н.И. и Б.Н.И. сложили свои полномочия, о чем имеются их письменные заявления, и фактически прекратили депутатскую деятельность, представительный орган остался в неправомочном составе и лишен возможности принимать какое-либо решение, в том числе о прекращении полномочий депутатов.
Позиция представителей ответчика основана на ошибочном толковании положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 40 которого полномочия депутата представительного органа прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Принятия какого-либо решения представительного органа о прекращении полномочий депутата в случае его отставки по собственному желанию закон не требует.
Таким образом, были досрочно прекращены полномочия 6 депутатов районного Собрания, в связи с чем численность Совета составила 11 депутатов из 17.
Утверждения представителей ответчика о том, что полномочия Собрания могут быть досрочно прекращены лишь по основаниям, указанным в статье 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, которые по данному делу не установлены, состоятельными признать нельзя.
Вынесение судом решения о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования является самостоятельным основанием, предусмотренным пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ для прекращения полномочий такого представительного органа. По смыслу приведенного закона, полномочия сформированного в полномочном составе представительного органа муниципального образования могут быть прекращены, когда в результате выбытия отдельных депутатов остается менее двух третей от их установленной численности и осуществление таким органом принадлежащих ему полномочий становится невозможным. Вместе с тем указанное законоположение не предполагает, что признание неправомочным состава депутатов представительного органа муниципального образования может быть обусловлено избранием состава данного органа в количестве менее двух третей от установленной численности его депутатов, как то полагают представители Собрания. Такие результаты проводимых по мажоритарной избирательной системе муниципальных выборов означают для представительного органа нового созыва, что он не вправе приступить к исполнению своих полномочий, поскольку не сформирован в полномочном составе, и влекут назначение и проведение повторных выборов по тем округам, где остались незамещенные депутатские мандаты.
Не основан на законе и довод представителей районного Собрания об отсутствии права у заявителя К.Н.И. на обращение в суд с настоящим заявлением. Заявитель, являясь жителем Ершовского района Саратовской области, при неправомочности представительного органа, как и иные граждане, проживающие в данном муниципальном образовании, не имеет возможности участвовать в осуществлении местного самоуправления через своих представителей - депутатов. Приведенные обстоятельства нарушают права К.Н.И. и в силу положений ст. 3 ГПК РФ являются основанием для обращения в суд с заявлением о признании неправомочным состава депутатов районного Собрания.
Суд не принимает доводов представителей Собрания о том, что 11 действующих депутатов из 17, предусмотренных Уставом, является большим, чем две трети численного состава Собрания по следующим основаниям.
Две трети от 17 составляет 11.33, что, по мнению представителей Собрания, с применением общепринятых арифметических правил должно быть округлено до целого числа в сторону уменьшения, с чем согласиться нельзя.
Как приведено выше, для удовлетворения рассматриваемого заявления должно быть установлено, что количество действующих депутатов Собрания составляет менее двух третей от их определенной законом численности. При этом две трети - это минимально допустимое количество депутатов, гарантирующее законность принятых представительным органом решений, в связи с чем наличие дробного числа при определении достаточной численности депутатов для правомочности представительного органа, не может округляться в сторону уменьшения.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что 11 действующих депутатов районного Собрания Ершовского муниципального района составляет менее двух третей от их установленной численности в 17 депутатов. Правомочным данный представительный орган местного самоуправления можно считать при наличии 12 действующих депутатов.
При таких обстоятельствах заявление К.Н.И. подлежит удовлетворению.
На основании положений ст. 98 ГПК РФ с районного Собрания Ершовского муниципального района Саратовской области в пользу К.Н.И. надлежит взыскать судебные расходы, понесенные заявителем по оплате государственной пошлины при обращении в суд в сумме 200 рублей (л.д. 22).
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, Саратовский областной суд

решил:

заявление К.Н.И. удовлетворить.
Признать неправомочным состав депутатов представительного органа местного самоуправления - районного Собрания Ершовского муниципального района Саратовской области третьего созыва.
Взыскать с районного Собрания Ершовского муниципального района Саратовской области в пользу К.Н.И. судебные расходы в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Саратовского областного суда от 14.01.2011
<Так как количество действующих депутатов Собрания составляет менее двух третей от их определенной законом численности, правомочным данный орган местного самоуправления считать нельзя>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru